
Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС
Тема грядущей реформы образования постоянно присутствует в ключевых медийных источниках информации. Но обращает на себя внимание, что обзоры конференций и круглых столов по теме реформы, которая должна в полную силу стартовать уже в следующем календарном году и завершиться к концу 2027 года, поразительно и многословно не информативны.
Когда-то, будучи студентом МГИМО, я восхищался прекрасной МИДовской максимой: «Язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли». И с удовольствием пересказывал элегантный дипломатический ход Андрея Громыко, который любил собрать на полях ООН большую группу журналистов, как бы мы сказали сейчас, «из недружественных стран», выслушать с каменным лицом несколько десятков провокационных вопросов, которые записывали помощники, и, выдержав театральную паузу, на все провокационные вопросы ответить разом: «Nо comments». Приблизительно в этом ключе звучат ответы чиновников различного ранга на конкретные вопросы: «Этот вопрос находится в процессе обсуждения».
Тем не менее, какое-то представление о ряде направлений реформы и ее ключевому вектору формируются. Похоже, что вектор движения определяется как возвращение к фундаментальным подходам и ценностям советского высшего образования. Нарративы его характеристики, сравнительно с тем, что писалось и говорилось в 90-е годы и в первое десятилетие двухтысячных годов, при этом меняется на 180 градусов: мы констатируем, что наше образование было и остается лучшим в мире. И не нам у мира, а миру у нас надо учиться в этом плане.
Признаюсь честно, что у меня это отторжения не вызывает, что, в целом, такой подход мне нравится. Мы уже поучились четверть века у коллективного Запада, заглядывая в глаза заезжим «гуру» и оракулам снизу вверх. Пора вспомнить, что всеобщая ликвидация неграмотности, превращение страны в самую читающую на планете, и достижения советской науки нам это позволяют.
Пора расправить плечи и, вспомнив, что скромность украшает только тех, у кого нет других украшений, сказать: «Мы были и остаемся страной-цивилизацией, сцементированной общим для почти двух сотен народностей русским, а не английским языком, и единой, веками сформированной культурой и ценностной системой. Что мы имеем намного больше того, чему стоит учиться, и чему мы сможем научить, чем многие из наших «учителей». И что предложение сменить вектор нашего развития «на 360 градусов», как рекомендует нам Анналена Бербок, демонстрируя в этой короткой и неграмотной фразе все «преимущества» европейской системы образования, никаких позитивных сантиментов у нас более не вызывает.
На этом вопрос о векторе реформы образования мы завершим. Применительно к зарубежным учителям повторим известную цитату из не менее известного литературного произведения: «О времена, о нравы». И перейдем к более конкретным и прикладным вопросам, связанным с бизнес-образованием.
С ВПО и средним образованием некоторая ясность все же прослеживается. Скажем, мы можем предположить, что бакалавриат, вероятно, будет упразднен и заменен отечественным 5-и летним специалитетом, что обучение в средней школе, напротив, сократится. Что мы, вероятно, вернемся от 11 классов к десятилетке. И что магистратура, хорошо известная до революции 17 года, и вернувшаяся к нам в связке с Болонским бакалавриатом, вроде бы, сохранится. А стандарты ее проведения дополнятся научной и прикладной магистратурой, продолжительностью в 2-3 года и один год, соответственно.
Продолжением этого направления реформы, применительно к наукам и системе подготовки педагогических кадров, на которые опирается образование, станет возврат к аспирантуре советского типа. К этой нашей доброй и старой знакомой, через которую большинство руководителей бизнес-школ и факультетов России входили в мир науки и педагогической деятельности, поднимались на вершину знаний и кандидатских диссертаций. Все это, если не делать чрезмерно резких движений и не менять «золотую середину» на противоположный экстремальный подход, представляется во многом правильным и оправданным.
А вот дальше, когда дело доходит до ДПО и особого сегмента нашей системы образования – бизнес-образования, законодательно пока официально так не признанного (что, как мы убеждены, во многом хорошо и на пользу делу), в комментариях чиновников возникает неуверенность и разнобой. Так, ряд источников близких к разработчикам ключевых направлений реформы утверждает, что 38-я объединенная группа направлений и специальностей, вроде бы, уже в следующем году будет упразднена. Что серьезных сожалений, полагаю, ни у кого не вызовет.
Но это то, что, вероятно, упразднят. Но главное в том, что придет взамен? Здесь мне пришлось слышать прямо противоречивые ожидания. Например, что появится новая и отдельно выделенная специальность — «управление». Что она будет преподаваться понемногу во всех вузах страны, как важное дополнение ко всем остальным специальностям. И что магистратура по управлению (как «деловому», читай «менеджменту», так и государственно-муниципальному) будет рекомендоваться всем, кто поднимается по служебной лестнице на уровень руководителей.
Если бы так произошло, было бы прекрасно! Уровень управленческих знаний (и, в особенности разделов, не связанных с математикой или «хардом»), а ориентированных на психологию, эмоциональный интеллект, выращивание корпоративной культуры, то есть всего, что за счет социальной или человеческой составляющей плохо поддается процессно-конвейерной формализации, у весьма и весьма значительной доли управленцев среднего и верхнего эшелонов, сильно оставляет желать лучшего.
Повторюсь. Если так случится, это будет прекрасно! Но фразу: «Блажен кто верует, тепло ему на свете», мы предлагаем дополнить современной аксиоматической поговоркой: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой».
А вот утечки вполне конкретных предложений по реформированию ДПО, проскользнувшие на ряде совещаний, вызывают закономерные опасения. Так, мы неоднократно слышали, что готовится упразднение важнейшей составляющей ДПО, тесно связанной с бизнес-образованием — программ профессиональной переподготовки -, что в этом программном сегменте будут сохранены только программы повышения квалификации. И нам представляется, что такое развитие событий может оказаться вполне реальным.
Почему? Поскольку в рамках процесса централизации всего и вся программы профессиональной переподготовки с выдачей «диплома установленного образца» в силу своей, с одной стороны, достаточности для получения новой профессии и места работы, а с другой – достаточно короткие и не забюрократизированные ворохом подзаконных актов, как это случилось с ВПО, в последние годы оттягивали на себя все возрастающее количество клиентов. И особенно представителей молодого поколения, часто не понимающих пиетета своих родителей по отношению к диплому о высшем образовании. Отказ от программ ДПО формата ПП, где в дипломе говорится о получении профессиональных знаний, причем часто по новым профессиям, востребованным на рынке. По нашему мнению, такая реформа будет однозначно укреплять монополию ВУЗов и ВПО на официально признаваемые знания, которые нужны для получения новых профессий. Монополии ВУЗов, которая в силу их бюрократической неповоротливости и прихода на рынок новых динамичных игроков, особенно из сферы «EdTech», в последние десятилетия стала постепенно размываться.
Любое действие обычно порождает противодействие. И как-то, казалось бы совсем случайно, на этом фоне новое дыхание приобрела национальная дискуссия о нужности и ненужности такого распространенного во многих страна за рубежом и не известного у нас института, как профессиональные степени. Для автора этих строк участие в обсуждении вопроса профстепеней и выработки практических рекомендаций стала, как говорят тяжелоатлеты «третьим подходом к весу». То есть третьей межотраслевой комиссией по этому вопросу за десятилетие, в которой автор принимал участие.
Вопрос профстепеней непосредственно связан не только с бизнес-образованием, но и вообще с проблемой сочетания научной-теоретической фундаментальности образования с достижениями практиков, то есть с прикладными исследованиями, лучшими практиками и т.п. То есть со всем, что подпадает не только под понятие наука, но и под понятие искусство менеджмента. Нам представляется, что тема заслуживает своего отдельного обсуждения. И нам хотелось бы в следующей публикации на станицах сайта МВА.SU вернуться к ней и поговорить подробнее. Тем более, что в решениях Национального совета по профквалификациям вопрос о продвижении и апробации системы профстепеней был поставлен месяц назад вполне конкретно.
———————————-
Подведем некоторые итоги. Реформа образования в стране быстро приближает время, когда вслед за теоретическим обсуждениями последуют практические шаги. Эти шаги неминуемо скажутся на рынке бизнес-образования. И было бы правильным предварить возможные сценарии развития анализом не того «Кто виноват?» в реформах, а «Что делать?»
В этой связи я был бы крайне признателен коллегам по нашему бизнес-образовательному цеху за их мысли по ряду вопросов:
- Если программы профпереподготовки действительно будут упразднены, как это скажется на рынке бизнес-образования?
- Какие конкретные шаги в этой связи должны предпринять бизнес-школы, чтобы не потерять долю рынка?
- Насколько потеря «почти государственных корочек» скажется на репутации и престиже программ МВА/ЕМВА, как ведущего звена рынка бизнес-образования?
- Насколько формат одногодичной магистратуры, если он будет утвержден, будет давать бизнес-образованию новые возможности для повышения качества и удовлетворения потребностей клиентов?
- Насколько возникновение новых форматов ДПО, вызванное образовательными реформами, может подорвать существующие ключевые программы бизнес-образования (МВА/ЕМВА/ /ДВА)?
- Или, напротив, придать этим программам второе дыхание и еще более укрепить их репутацию?
- Какие еще новые вызовы для бизнес-образования Вы видите в условиях начинающейся крупной образовательной реформы?
«Предупрежден, значит, вооружен», гласит народная мудрость.
Я верю в то, что синергия совместного анализа и поиска поможет российскому бизнес-образованию в очередной раз с успехом превратить новые серьезные вызовы в не менее серьёзные возможности.
