Из интервью РИА «Новости»:
— Согласно рейтингам EdUniversal ВШМ СПбГУ занимает первое место среди бизнес-школ России и Восточной Европы. В чем ваши конкурентные преимущества?
— По рейтингу EdUniversal мы уже не первый год занимаем первое место среди российских бизнес-школ, а последние два года (2012-2013) — были признаны лучшими среди бизнес-школ Восточной Европы. Кроме того, год назад программа магистратуры по менеджменту СПбГУ вошла в рейтинг лучших магистерских программ в мире газеты Financial Times. В этом году мы по сравнению с прошлым годом поднялись на девять позиций, заняв 56-е место. Причем, ВШМ СПбГУ по-прежнему является единственным представителем России в этом престижном международном рейтинге. В этом году нашими соседями в нем стали две престижные британские бизнес-школы — Манчестерская школа бизнеса и Школа бизнеса Университета Дарема. Многие известные центры образования из Центральной и Восточной Европы, такие как Варшавская школа экономики, Пражский университет экономики, Университет Корвинус (Венгрия) и две лидирующих норвежских бизнес-школы BI и NHH, оказались в рейтинге ниже конкурента из России.
Что касается конкурентных преимуществ, то российские и зарубежные студенты программ разного уровня видят их немного по-разному. Например, для российских студентов магистратуры, программа которой как раз вошла в рейтинг Financial Times, мы предоставляем программу, которая целиком реализуется на английском языке и подразумевает обязательное включенное обучение в одной из наших партнерских бизнес-школ за рубежом в течение как минимум одного семестра.
Значительная часть студентов обучаются по программам двойного диплома, в частности, по программе СEMS (Community of European Management Schools) «Международный менеджмент», занимающей пятое место в рейтинге Financial Times. Она реализуется консорциумом ведущих бизнес-школ Европы, Азии и Латинской Америки, куда мы входим. Реализуя ее в России, мы привносим локальную специфику, например, в виде учебных кейсов (более 120), которые написали наши преподаватели на основе первичной информации российских компаний или международных фирм, работающих в России.
Кроме того, большим преимуществом для российских студентов мы считаем доступ к ведущим работодателям России и к «сети» наших выпускников, которые в этих компаниях работают и занимают ведущие позиции.
Что касается студентов из-за рубежа, они в нас видят не столько школу, в которой можно научиться ведению бизнеса в России, сколько центр экспертизы по особенностям управления бизнесом на различных развивающих рынках (emerging markets), например, в Бразилии, Китае, Индии. У нас работают преподаватели из этих стран, и мы стремимся стать хабом для международных и российских студентов по подготовке специалистов-менеджеров для компаний, функционирующих на развивающихся рынках.
— Насколько востребованы программы MBA в России по сравнению с западными школами?
— Программ MBA как таковых в России очень мало. В мире по ним, как правило, обучаются люди с 3-4-летним опытом работы в возрасте 26-28 лет. По факту, большая часть программ, реализуемая российскими бизнес-школами, напоминает скорее формат Executive MBA, где средний возраст обучающихся — за 30 лет, и они имеют опыт работы на управленческих должностях. Такие программы в России очень востребованы. Мы реализуем два типа MBA — Executive MBA и, как ее вариант, — корпоративные программы МВА.
Я бы выделил два ключевых отличия наших программ от зарубежных. Первое — это знание преподавателями реалий управления в России, обобщение и передача этих знаний слушателям. Обучение ведется в полном соответствии с международными стандартами в части использования активной и интерактивной методики преподавания, но, скажем, кейсы в основном рассматривают проблемы принятия решений на российских рынках и компаниях, на них работающих. За время обучения на нашей программе Executive MBA слушатель успевает получить достаточно большой бэкграунд относительно ведения бизнеса не только в той отрасли, из которой он пришел, но и в смежных, что очень полезно для развития компании слушателя.
Второй момент — это доступ к сети контактов. Когда вы учитесь в группе Executive MBA с 40-45 топ-менеджерами компаний и собственниками бизнеса из разных регионов страны, у вас появляется возможность обсудить с ними лучшие практики управления бизнесом и завязать профессиональные контакты.
— Вы поддерживаете хорошие связи с крупными российскими и международными компаниями — Банком ВТБ, «Роснефтью», «Газпромом», РЖД, Ситигруп и другими. В чем выражается и чем помогает школе такое сотрудничество?
— Все упомянутые компании сотрудничают с нами сразу по нескольким направлениям. В первую очередь, это участие в попечительском совете и его академической комиссии. Это дает возможность получить обратную связь от компаний как ключевой группы стейкхолдеров о стратегии СПбГУ в области программ по менеджменту (мы как раз обсуждаем новую стратегию развития ВШМ СПбГУ до 2020 года), развитии наших программ (бакалавриат, магистратура, MBA) и формировании компетенций выпускников.
Например, когда мы занимались дизайном бакалаврской программы, то поменяли треть наполнения профиля обучения в области финансового менеджмента на основе обратной связи со стороны наших корпоративных партнеров.
Помимо этого, мы реализуем для наших партнеров разные корпоративные программы обучения. Это могут быть программы MBA, как в случае с «Роснефтью» и РЖД, или специальная программа лидерства для ВТБ. В свою очередь, наши студенты и слушатели могут пройти в компаниях-партнерах летнюю практику, выполнить на их базе проекты и, возможно, прийти затем туда работать.
С рядом компаний мы реализуем совместные курсы (например, с Ситигруп по курсу международного финансового менеджмента в магистратуре). Наконец, компании-партнеры участвуют в отборе студентов на магистерские программы, проводя собеседование с абитуриентами по оценке их лидерского потенциала, способности работать в команде.
— На протяжении двух последних лет институт возглавляет глава Банка ВТБ Андрей Костин. Как это сказалось на работе школы?
— Я думаю, что это помогло школе по-новому взглянуть на то, что мы делаем и на то, как мы собираемся развиваться до 2020 года. Безусловно, Андрей Леонидович привнес взгляд крупного работодателя, который прекрасно понимает, какого рода специалисты в настоящее время востребованы на рынке, и может эти знания передать нам для коррекции имеющихся программ или развития новых направлений деятельности, к примеру, программ корпоративного обучения. Следует отметить и возможность более эффективного взаимодействия с крупными компаниями, которые являются участниками нашего попечительского совета. Глава ВТБ является абсолютно академическим человеком. Он читает лекции по банковскому делу и полностью погружен в деятельность школы.
— В начале 2014 года изменился статус школы, она стала институтом. Что это дает ВШМ?
— Целый ряд подразделений Санкт-Петербургского университета получили статус института. Кроме нас, например, его получил институт философии и институт химии. Речь идет о том, что этим подразделениям будут постепенно передаваться полномочия по управлению своей финансово-хозяйственной деятельностью. Иными словами, речь идет о расширении степени самостоятельности принятия решений в рамках общих требований университета. В нашем случае это связано и с тем, что со следующего года программы по менеджменту будут реализовываться и на базе нового кампуса рядом с Санкт-Петербургом, в дворцово-парковом ансамбле «Михайловская дача», что подразумевает высокую степень самостоятельности в принятии решений.
РИА Новости