Российские собственники и топ-менеджеры все активнее садятся за парты в рамках программ Executive MBA. Это вызывает удивление окружающих и закономерный вопрос: «Зачем?». Отвечая кратко, можно сказать: если руководитель не развивается, то компания не удержится среди лидеров рынка.
Но это не все. Есть и другие, не менее глубинные причины для такого шага. Экономический кризис заставил многих активных людей выбирать новые жизненные пути, искать альтернативную область приложения своих сил. Собственники и генеральные директора задумались не только о стратегии компании, но и о личной жизненной стратегии, своем личностном развитии.
«Стратегическое управление и лидерство» ИБДА РАНХиГС Ашот Сеферян рассуждает об увеличивающемся водоразделе в российском бизнесе.
Часто сталкиваюсь с тем, что всех топов огульно считают однородной креативной массой. Это далеко не так! Скорее, они подразделяются на две категории: «процессники», заточенные на эффективное управление и развитие чего-то имеющегося. И ищущие «фантазеры», которым тесно в сложившихся рамках. У тех и у других, очевидно, нет бытовых материальных проблем. Но одни видят мир через материальные блага (сколько бы их ни было), а другие — переходят к духовным смыслам. И то и другое приемлемо. Просто подходы к диалогу с «процессниками» и «фантазерами» разные, а, соответственно, и наполнение учебного процесса. И этот водораздел все увеличивается.
Это сопрягается с тем, что пишет гуру менеджмента и научный консультант ИБДА РАНХиГС Ицхак Адизес. «Процессники» у него зовутся «производственниками» и истоки их следует искать в долгом индустриальном периоде, когда управленцы натаскивались на процесс. Вы стоите во главе процесса и должны за ним наблюдать. У вас есть небольшой люфт в принятии решения, а глобальное вИдение вам, во многом, без надобности. «Процессники» — эффективные профессионалы своего дела, но они зациклены на конкретной парадигме мышления: если по формуле должно быть так, то это так и никак иначе.
А есть небольшая группа людей, которых Адизес называет «предпринимателями», «людьми с творческим мышлением». Я называю их «фантазерами». В хорошем смысле слова. Потому что только такой фантазер может что-то придумать. В каждой компании есть нечто, что скрыто от глаз. Если мы чего-то не видим, это не значит, что этого нет. «Фантазер» своими идеями позволяет заглянуть за горизонт. Возможно, одна из тысячи или из миллиона его идей станет той самой, благодаря которой вы создадите нечто неповторимое и перейдете из вод жестокой конкуренции в «красном» океане, где все друг друга кусают, в «голубой», где свободнее и царит дух инноваций. Вспомните хотя бы историю создания iPad. Мечта о мобильном электронном устройстве давно витала в воздухе. Но реализовавшие ее фантазеры коренным образом преобразили нашу жизнь.
К нам на программу Executive MBA приходят и «фантазеры», и «процессники». Нахождение этих людей в одной группе позволяет и тем и другим усвоить постулаты противоположной команды. «Процессники» задумываются о том, что существуют не только инструкции, но и фантазии. А «фантазеры» приземляют свои воздушные шары на грешную землю и осознают, что бизнес не делается по щелчку пальцев. Такой синергетический эффект полезен.
Когда вы варитесь внутри сообщества, вы находите новые идеи, решения и не противитесь новым формам бизнеса. А сбалансированная учебная программа, хорошо подобранная и однородная группа слушателей, позволяют комфортно и эффективно обсуждать управленческие и ментальные проблемы топ менеджеров.
Раскрыть потенциал «фантазера» помогают необычные для обучения бизнесу способы.
Деньги почти никогда не приносят отдачи, на которую вы рассчитываете изначально. Это как в инвестициях, говорит Сеферян. Вы можете вложить миллиарды долларов в перспективную идею, но вдруг выясняется, что одних только денег для успеха недостаточно. Почему так получается? Одна из причин в том, что управленцы, которые получают инвестиции на развитие компании, не могут увлечь людей. Не могут объяснить, что впереди. Потому что в головах самих управленцев одна цель на будущее — заработать много денег. Лидеру нужно нечто большее.
Театральные методики, общение с писателями, художниками и другими представителями мира искусства. Эти, казалось бы, совершенно отвлеченные от бизнеса навыки дают вполне реальный экономический эффект. Опыт общения с творческими людьми помогает произвести впечатление на партнеров, получить хороший подряд или кредит.
Например, не секрет, что многие топ-менеджеры не всегда хорошо говорят и, соответственно, не любят это делать. Причина не в малограмотности или косности мышления, просто им редко приходится выступать на публике, их никто и никогда не учил правильному структурированию речи. Топ-менеджер не пойдет на тренинг по развитию речи. Нет времени и желания, и его давит подспудный страх. А в своей учебной группе он встречает ментально близких ему людей, которые сталкиваются в жизни с теми же задачами и рисками, что и он. В таких условиях учиться тому же искусству разговора значительно проще. Пропадает страх выглядеть белой вороной. Уходит «одиночество лидера».
Почему так бурно развиваются страны Юго-Восточной Азии и Китая? По мнению Сеферяна, дело не только в дешевизне рабочей силы и трудолюбивом населении. Азиатская ментальность складывалась под влиянием конфуцианства и буддизма. Не каждый житель Азии придерживается религиозных канонов, но «высшая» идея доминирует в обществе.
Важнейшей чертой восточного мировоззрения является постулат о единстве всех сфер жизни. Любой процесс, будь то в бизнесе, политике или искусстве — все подчинено одним законам. Различаются только конкретные их проявления. Соответственно, любой, кто постигает эти базовые законы, «обречен» на успех и в бизнесе, и в личной жизни.
Когда лидер дополняет бизнес-процесс некой философией, то получает прочную связку. Перешибить такую связку сложно.
Мы живем в мире сценариев. Перед свиданием мы прокручиваем в голове несколько вариантов — хороший, плохой, нейтральный. Их может быть больше. А если возлюбленная не придет? А если не понравится? По мере приближения встречи сценарии «переписываются», мы переходим от одного к другому. В бизнесе так же. Только временные промежутки больше — 5-20 лет.
Все эти и другие учебные блоки нашей программы, логически связаны между собой и вместе образуют целостный комплекс дисциплин, знание которых необходимо для современного руководителя.
Учеба и новые знания — это не веление времени, не тренд и не понты. Это способ измениться
Зачем вы учитесь новому? Ради сертификата? Потому что начальник требует? Можно и так. Но не лучше ли использовать обучение, чтобы поменять что-то в себе?
На программе EMBA вам не вручат золотой ключик. Не дадут одну эффективную технологию на все случаи жизни. Зато обучение может стать одним из путей к самопознанию и самореализации. Самые успешные люди и компании — это те, которые не похожи на доминирующее большинство.
Если у вас всё ещё остались вопросы, ждем Вас на Дне открытых дверей 20 февраля 2014 г. , который состоится в нашей локации ИБДА-Пречистенка. Зарегистрируйтесь сейчас.
Интернет-ресурсы программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС «Стратегическое управление и лидерство»:
А.Г. Сеферян, руководитель программы Еxecutive МВА ИБДА РАНХиГС
ИБДА РАНХиГС