Начинаешь читать статью в «Коммерсанте», главным образом, из-за негативно-окрашенного вопроса, вынесенного в подзаголовок статьи. Что нам Гарвард, и с чего нас вдруг заинтересовали проблемы с трудоустройством у далеких собратьев по МВА? Наученные десятилетней, нередко очень поверхностной, критикой в адрес отечественного МВА в отечественных же СМИ, понимаем, что броский подзаголовок имеет целью всего лишь «зацепить» наше внимание. Не напишешь же «специалисты с МВА не испытывают трудностей с трудоустройством»? Кто будет читать про что-то позитивное? А вот сеть уже тиражирует заголовки про «трудности у МВА»…
Итак, к чему нам эта информация о зарубежных выпускниках МВА? Толстый намёк на то, что и выпускникам российского МВА не слишком везет с трудоустройством? Сразу расставим все точки над «ё». Гарвард предлагает своим студентам очные (full-time) двухгодичные программы МВА, т.е. с полным отрывом от работы, в то время, как их коллеги по МВА в России учатся на программах part-time, не оставляя своего рабочего места. Отсюда, как минимум, следует, что проблемы с трудоустройством, сравнимой с зарубежными выпускниками MBA, у россиян нет.
Можно поспорить и с Анной Павловой, старшим проектным менеджером консалтинговой компании The Edgers, чьи слова процитированы в статье. Анна полагает, что российские менеджеры со степенью МВА, в отличие от западных, обладают некоей визионерской чертой, позволяющей более успешно работать на российском рынке. МВА здесь не причем – принципы программы МВА во всем мире едины, вопрос только в практическом опыте работы конкретного менеджера и особенностях его личности. Сравнивая уровень деловых связей у выпускников зарубежных и российских программ МВА, также трудно оценить, кто выиграл, а кто проиграл в текущей ситуации. Любой перспективный бизнес в своем развитии всегда перешагивает национальные границы, а установление деловых связей с международными компаниями – задача явно труднее, чем внутри страны.
Если же в основе кейса, который нам предлагает статья – судьба российских топ-менеджеров, работавших в зарубежных компаниях, которые после ухода тех с рынка вынуждены устраиваться в российские кампании, то это вряд ли массовое явление, и об их судьбе беспокоиться не стоит – все устроятся, раньше или позже. Российские компании, как и прежде, ценят выпускников западных МВА – достаточно посмотреть информацию о назначениях на высокие должности.
Так о чем эта статья? Видимо о том, что «четверть топ-менеджеров в российских компаниях имеет диплом MBA», как об этом сказано в заключительном абзаце. Спору нет, мы этот вопрос рассматривали, причем, в отличие от публикации, делали это с конкретными ссылками на исследования – здесь». И о том, что, несмотря на трудности с трудоустройством выпускников МВА Гарварда, число тех, кто поступил в российские бизнес-школы и закончил их со степенью МВА, растет.
Статью в «КоммерсантЪ» читал М. Селезнев