Бизнес-образование в России представленное, главным образом, его флагманскими программами МВА и Executive MBA, перешагнуло тридцатилетний рубеж. На протяжении этих лет в отечественном информационном пространстве не утихал спор на тему «Что дает МВА?» Со временем программа МВА завоевала положенное ей центральное место в общественном сознании, и теперь уже большинство вакансий топ-менеджмента в коммерческих и государственных компаниях занимаются кандидатами с дипломом МВА.
В постковидной реальности с ее коронавирусными ограничениями фокус внимания сместился к поиску форматов, обеспечивающих наибольший эффект от обучения на МВА. Вызванный поначалу спрос на 100%-ное дистанционное обучение, как альтернативу очному образованию на МВА, быстро показал, что онлайн не является полноценной заменой очного и далеко не дешев, если иметь в виду организацию качественного учебного процесса. Поэтому наиболее закономерным трендом является более широкое использование форматов смешанного обучения (blended learning).
Программы МВА&EMBA находятся в непрерывном изменении: разрабатываются и вводятся новые курсы, совершенствуются формы проведения занятий, привлекаются новые преподавательские кадры и эксперты из бизнеса. Для того, чтобы отслеживать эффективность изменений, происходящих на российском рынке MBA и EMBA через удовлетворенность выпускников бизнес-школ, портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU), проводит ежегодные опросы способом краудфайндинга.
В опросе MBA.SU, проведенном в период с февраля по конец мая 2021 года, приняли участие 1330 выпускников МВА/EMBA 2017-2019 гг. из сорока семи бизнес-школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова на Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока. Участники представляли около 99% национального рынка программ МВА и EMBA. Из них владельцы бизнеса составили 18%, топ-менеджеры — 33%, менеджеры среднего звена -38%, линейные менеджеры и специалисты — 14%.
Ценность MBA
В мире принято считать главной ценностью МВА два связанных между собой параметра: рост дохода и карьерный рост, притом, что первый из них является основным. Рост дохода учитывается всеми мировыми рейтингами бизнес-школ, и это главное, ради чего люди идут на МВА. Между тем, большинство российских выпускников (57%) отмечают, что главной ценностью МВА для них являются полученные в бизнес-школе знания и навыки, необходимые для успешной работы, а не рост дохода (9%).
Рост дохода
По данным MBA.SU, доходы менеджеров среднего звена после МВА в среднем выросли на 45%, менеджеров высшего звена — на 39%, владельцев бизнеса — на 62%. Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода в среднем, на 20-30%.
При этом следует отметить, что 17% выпускников сообщили о росте дохода от 100% до 500% и выше. Показатель «карьерный рост», который 14% выпускников бизнес-школ оценили, как главное достижение от обучения, в подавляющем числе случаев также приводит к росту дохода.
Интересно сравнить текущие показатели удовлетворенности обучением с аналогичными, пятилетней давности. Так, число выпускников, отметивших «карьерный рост» в качестве главного результата обучения на МВА с 2016 года увеличилось в 3 раза (с 5 до 14%), «рост дохода» — в 2 раза (с 4 до 9%), «деловые связи» — в 2 раза (с 8 до 16%). Это свидетельствует о впечатляющей положительной динамике роста качества обучения в ведущих российских бизнес-школах.
В этом году мы попросили выпускников оценить эффективность своего обучения на МВА, исходя из соотношения потраченного времени и денег к полученному результату. Абсолютное большинство выпускников (94%) оценило эффективность своего обучения на МВА от «очень хорошо» до «превосходно». Этот факт ставит точку в многолетних спекуляциях на тему «стоит ли учиться на МВА?», которые периодически возникают в информационной среде.
РОСТ ДОХОДОВ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ ПОСЛЕ МВА (2021)
Сергей Мухин
MBA.SU