Выпускники программ MBA / EMBA в ходе ежегодного анкетирования на нашем портале MBA.SU среди параметров, характеризующих процесс обучения в бизнес-школе, оценивали СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ за время обучения и ПРАКТИЧЕСКУЮ ПРИМЕНИМОСТЬ ЗНАНИЙ. В опросе приняло участие свыше 1330 выпускников 2017-2019 гг.
Предыдущая публикация касалась двух других параметров (требовательность преподавателей, взаимодействие слушателей в группе) — см. здесь»
Число проектов и их сложность в ходе обучения на МВА, безусловно, является важным показателем качества учебного процесса в бизнес-школе. Слушатели МВА приходят за практическими инструментами, использование которых в практике позволит решить ключевые проблемы их бизнеса. Очевидно: чем больше усилий приложит слушатель к овладению материалом, тем легче потом будет их использовать на практике.
Большинство бизнес-школ предлагает своим слушателям проработать ключевые темы на примере собственной компании. В идее это правильно, но есть детали, влияющие на эффективность такого подхода. Идеальный вариант — если слушатель — владелец компании или топ-менеджер, т.е. лица, принимающие стратегические решения. Если слушатель — менеджер среднего звена или линейный менеджер с небольшими служебными полномочиями, ситуация сложнее. А если такой слушатель учится на МВА, не ставя в известность своё руководство, проверить знания на практике не получается. В этом случае бизнес-школа должна предоставить таким слушателям возможность практической проработки темы в составе группы на базе реальной компании кого-то из слушателей. Или подготовить учебный проект на базе партнерской компании. Все эти и другие варианты отработки навыков используются сильными бизнес-школами и требуют от них привлечения значительных ресурсов.
Бизнес-школы с ограниченными организационными и/или финансовыми возможностями вынуждены давать короткие задания, которые также часто называют «проектами» (бывали случаи, когда выпускники сообщали, что за время обучения они выполнили 20-25 проектов, что заведомо нереально). Поэтому параметр «сложность выполненных проектов» однозначно говорит о глубине проработки темы и качестве учебного процесса.
Еще есть момент, который следует упомянуть: соответствие сложности проектов уровню подготовленности слушателей. «Сильные» слушатели оценивают проекты, как более простые. Также, как показывает практика, более сложными представляются программы на английском языке.
Результаты анкетирования выпускников программ МВА позволяют также оценить практическую применимость знаний, полученных на программе МВА.
Примечание:
- Оценки давались по десятибалльной шкале, результат — среднеарифметическое
- Бизнес-школы расположены по алфавиту
Подчеркнем, что публикуемые оценки не являются Народным рейтингом (напомним, там учитываются другие оценки, связанные с результатом обучения: доход, карьера, связи, развитие); их стоит рассматривать, только как справочные материалы. Нужно учитывать также, что приведенные оценки являются срезом по состоянию на 2017-2019 гг. Многие бизнес-школы постоянно работают над улучшением учебного процесса, и за два-три года ситуация могла несколько измениться.
ОЦЕНКИ ДРУГИХ ПАРАМЕТРОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»
C. Мухин
MBA.SU