Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


12.02.2015 / Сергей Мясоедов, Ректор ИБДА РАНХиГС, доктор социологических наук
Источник: журнал "Генеральный директор" №2, 2015

Пять мировых трендов в бизнес-образовании

1. В обучение включают дисциплины по управлению хаосом

Бизнес-школы, как и компании, сегодня работают в условиях непредсказуемой и быстро меняющейся внешней среды. Суть этой среды за рубежом выражают аббревиатурой VUCA (VUCA, англ.: volatility - неустойчивость, волатильность; uncertainty - неопределенность; complexity - сложность, комплексность; ambiguity - двусмысленность). Традиционное системное планирование, характерное для индустриальной эпохи, уже не работает. Следовательно, академические программы и курсы в университетах по бизнес-тематике становятся контрпродуктивными, то есть учат тому, что ведет к неэффективности.

Лучшие бизнес-школы мира и России на программах МВА и тренингах уделяют особое внимание развитию способности нетрадиционно и гибко мыслить, принимать быстрые и эффективные решения в условиях неопределенности, корректировать эти решения вместе с изменением среды. Все чаще от обучения управлению вообще бизнес-школы переходят к преподаванию особенностей управления в определенных фазах экономического цикла. В России с этой целью в ряде бизнес-школ и тренинг-центров с успехом используют методологию Ицхака Адизеса. В программу включают курсы по управлению хаосом, часто с применением элементов математического моделирования («Метод Монте-Карло» и др.).

2. Всех будущих менеджеров обучают работе не только в коммерческих фирмах, но и в госструктурах

В последние два-три года этот тренд регулярно обсуждается руководителями ведущих бизнес-школ Европы на международных конференциях. Причина в том, что наиболее яркие карьеры последних десятилетий в Европе делали люди, которые меняли работу в госсекторе на труд в частном бизнесе и наоборот каждые семь-девять лет. В России между этими двумя секторами есть серьезное недопонимание и отчуждение, поэтому ведущие отечественные бизнес-школы стремятся встроиться в тенденцию. В программах появляются обязательные модули по корпоративному управлению, социальной ответственности, проектно-командной деятельности при реализации проектов государственно-частного партнерства и т. п.

3. В бизнес-образовании все активнее используются дистанционные технологии

В нижнем ценовом секторе лучшие бизнес-школы мира и России начинают сдавать свои позиции под сильным натиском программ дистанционного обучения. Серьезными конкурентами для локальных и региональных гуру становятся ведущие профессора мира, чьи курсы можно прослушать онлайн, причем бесплатно. В таких условиях ведущие бизнес-школы предпринимают усилия по развертыванию программ blended-MBA, iMBA. Их суть в том, чтобы совместить обучение в аудитории и через Интернет (с помощью гаджетов), сохранив самое ценное в программах МВА: обмен опытом в аудитории во время интерактивных занятий и выстраивание деловых связей в процессе обучения.

Вводные курсы, совокупность которых на рынке часто называют mini-МВА, количественные дисциплины, поддающиеся стандартизации, выносятся на дистанционное обучение. А самое сложное, связанное с развитием мышления, навыков лидерства, формированием стратегического потенциала, на что раньше не всегда хватало времени, сохраняется и наращивается.

4. При обучении на МВА учащиеся стремятся получить узкоспециальные профессиональные знания

Сейчас в мире и в России спрос начинает смещаться в более узкую область «науки менеджмента»: к дисциплинам, требующим специальных знаний, владения подходами и формулами для сложных расчетов, например: управление операциями, управление цепями поставок, оценка недвижимости, банковское и кредитное дело, финансовые расчеты. Все чаще на рынок выходят специализированные программы МВА (МВА-банки, МВА-финансы, МВА-недвижимость, МВА-производство и др.).

5. Растет спрос на обучение в бизнес-школах, бренды которых известны на национальном и международном рынке

Требования учащихся к квалификации преподавателей, уровню материалов, практической ориентации занятий за последнее десятилетие многократно возросли. Это происходит в Европе и США, но особенно заметен этот процесс в России и странах СНГ. Именно поэтому управленцы, желающие получить бизнес-образование, все серьезнее относятся к наличию у бизнес-школы признанных национальных и международных аккредитаций. В России к ним относят в первую очередь аккредитации «Тройной короны» и «НАСДОБР» (Национальный аккредитационный совет делового образования).

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования