Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ БИЗНЕС ШКОЛЫ?
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"


11.11.2023 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Итоги Eduniversal-2023. Есть ли причина для гордости?

Международное агентство Eduniversal опубликовало итоги своего рейтинга бизнес-школ-2023. Многие бизнес-школы поспешили дать сообшения о своих победах на международном рынке бизнес-образования. Между тем, есть ли повод для особой гордости?

Мы много писали о неоднозначности этого рейтинга, годами числящего в победителях, наряду с известными бизнес-школами, несуществующие российские учебные организациии или организации, которые не реализуют программы бизнес-образования. Размытость критериев и приблизительность знаний организаторов рейтинга о российском рынке бизнес-образования, позволяют свалить в одну кучу тех, кто предлагает программы уровня МВА и ЕМВА, и тех, кто предлагает программы повышения квалификации.

Один из основных элементов этого рейтинга - доля зарубежных деканов, рекомендующих конкретную бизнес-школу для обучения иностранным студентам. Что знают эти деканы о российском рынке бизнес-образования, остается большим вопросом. Однако, два главных университета - СПбГУ и МГУ помнят даже в странах третьего мира, и для этого не надо быть семи пядей во лбу и деканом бизнес-школы.

Мы рады за наших лидеров, но если рассматривать рейтинг целиком, выясняется одно "но". Если внимательно посмотреть на доли голосов деканов за 2022 и 2023 год, мы увидим, что за последний год доля рекомендаций сократилась почти по всем отечественным участникам рейтинга. По бизнес-школам "трех", "четырех" и "пяти пальм" падение составило от 10 до 59 процентов.

Означает ли это, что российское бизнес-образование за год стало в два-три раза хуже? Скорее всего, нет, причины изменившегося отношения зарубежных деканов понятны. И рейтинг Eduniversal уже очевидным образом продемонстрировал, что он является манипулятивным. Так тем более, стоит ли гордиться своим местом в этом весьма условном рейтинге? Неужели так выглядит "международное признание"? Могу ошибаться, это- моё личное мнение.

Впрочем, в своем не слишком лояльном (мягко говоря) отношении к этому рейтингу я не одинок. Могу сослаться на мнение одного из авторитетных руководителей российских бизнес-школ - президента Бизнес-школы ИМИСП Сергея Мордовина:

"Взяться в этот раз за перо меня спровоцировали поздравления коллег по случаю очередного присуждения моему институту высокого места в так называемом «международном рэнкинге» школ бизнеса Eduniversal...

«А в чем, собственно, проблема?» - мог бы спросить не вполне просвещенный читатель. Рейтинг международный, третий год подряд вы - в первых строчках, какие чувства, кроме законной и вполне заслуженной гордости, могут, собственно, возникать?

Но это всего лишь естественная реакция, как я уже указывал, читателей, не знакомых с проблемой глубоко. Дьявол, как это часто случается, в деталях, а именно - в методике и критериях «международного» признания.

Не вдаваясь в эти самые детали, уточняю: главный критерий - слухи... Опрос среди руководителей школ бизнеса в рамках проекта Eduniversal во всех странах проводится по принципу: «А вы о каких-нибудь школах бизнеса в стране N не слышали ли случайно?» Можно догадаться об объективности оценок и, соответственно, местах в «рейтинге», которые я и мои коллеги выставляют школам бизнеса из Кении, Индонезии или, скажем, Боливии.

Будем откровенны, знания моих зарубежных коллег о бизнес-образовании в России ничуть порой не глубже, чем мои о ситуации со школами бизнеса в странах третьего мира. В результате имеем, как правило, «международное признание» школ бизнеса крупнейших университетов (ведь названия этих университетов с большой долей вероятности слышали многие), которым и присуждается соответствующая пальмовая ветвь (символичная награда, не правда ли?). Да еще тех учебных заведений, руководители которых имеют зарубежных партнеров или просто часто посещают многочисленные и, как правило, совершенно практически бесполезные международные «элитные» тусовки, отсюда - на слуху.

А дальше начинается любимая сегодня в народе забава «померяйся рейтингами». На дипломах, сайтах, бланках, буклетах и прочих носителях корпоративной гордости появляются, ветви, звезды и аббревиатуры (непременно на латинице!) о разнообразных, но непременно «международных» аккредитациях. Ничего странного в этом не было бы, если бы мы не дезориентировали тем самым доверчивого отечественного клиента..."

Источник: (С.К. Мордовин. Российское бизнес-образование. Взгляд изнутри. - СПб: Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, 2020, с. 172-173)

Вероятно, есть и другие мнения по поводу рейтинга Eduniversal. Будем рады их опубликовать.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования