Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


30.10.2013 / Мария Подцероб
Источник: Ведомости, № 201, 30 октября 2013

Личная эффективность: Поднимите мне веки, коуч

Сколько стоит «личная химия»

Исследователи из британской коучинговой фирмы Ridler в 2011 г. опросили 64 компании и выяснили, что 74% из них отбирают коучей по принципу наличия «личной химии» между ним и руководством компании. Возврат инвестиций от этого бизнеса невозможно точно просчитать, поскольку подбор коучей - дело субъективное. Но исследователи все же советуют компаниям всесторонне оценивать результаты коучинга. Можно провести психометрические тесты сотрудников, сделать оценку персонала по системе 360 градусов, вычислить KPI сотрудников и посмотреть, как увеличилась прибыль. 

В поисках «волшебного пинка»

Рынок коучинга в России находится на начальной стадии становления, утверждается в исследовании, проведенном ICF в России в 2012 г. Исследователи опросили 458 специалистов в 42 российских регионах. 50% респондентов открыто назвали себя коучами. Причем более 80% заявили, что прошли специальную подготовку, а 62,3% сказали, что имеют четкую специализацию. Около 80% занимаются бизнес-коучингом, менее 40% - executive и карьерным коучингом. Что касается клиентов, то 80% обращаются к коучам для повышения личной эффективности, 70% - для помощи в построении карьеры и 40% - для развития профессиональных навыков и лидерства.

Риэлтор Наталья Лашко вспоминает, как в 2010 г. пошла поучиться в школу «Открытый портал. Международный центр коучинга»: «Там была сильная энергетика. Ощущение - как в сказке. После коучинга мы начали верить в себя и вновь почувствовали, что жизнь прекрасна». Лашко, в то время директор подразделения риэлторской компании «Триумфальная арка», отправилась на учебу не только ради саморазвития. У нее была и сугубо деловая цель. «В риэлторском бизнесе нет традиционного найма в штат с постоянным окладом. Агенты получают только процент от сделок. Их надо мотивировать и зажигать собственным примером», - рассказывает Лашко. Она хотела эффективнее работать с командой и клиентами. Лашко прошла 10 модулей обучения и заплатила 140 000 руб.

«Раньше, до курса коучинга, я рассказывала сотрудникам, что и как надо делать, и, наверное, звучала назидательно», - вспоминает она. Теперь Лашко как будто нашла правильную ноту в общении с подчиненными и клиентами: «Я перестала навязывать свое мнение, просто задаю наводящие вопросы и подвожу собеседника к определенной мысли. В итоге человек сам себя убеждает в моей правоте». По словам Лашко, клиентов у нее прибавилось.>

Павел Буков, коуч и гендиректор консалтинговой компании RQLab, считает, что коучинг помогает выявить скрытые таланты, так как руководитель начинает понимать, какие конкретно убеждения ограничивают его профессиональную деятельность. Отсюда рождается сомнение в том, что ранее казалось незыблемым. Человек словно снимает шоры с глаз и ищет альтернативные варианты.

Однажды к Букову обратился высококвалифицированный IT-специалист, который занимал должность технического директора и успешно справлялся со своими обязанностями. Но, несмотря на все успехи, руководитель был недоволен работой. «Мы вместе исследовали его мотивационный профиль и пришли к выводу, что ему не хватает в работе риска и драйва», - рассказывает Буков. Поначалу руководителя даже испугало такое открытие. Он сказал, что привык работать в четко заданных профессиональных рамках. Чтобы разобраться в ситуации, коуч привлек к дискуссии начальника. Тот подумал и решил позволить подчиненному поменять направление работы. В результате руководителю наняли заместителя, который взял часть задач на себя. Освободившееся время руководитель стал тратить на работу с клиентами, продажи высокого уровня и сопровождение крупных проектов. В итоге руководитель открыл в себе массу новых талантов. Он больше не захотел оставаться на прежнем месте, вырастил себе из заместителя преемника и окончательно переориентировался на работу с клиентами.

Коучинг как метод работы с персоналом и достижения корпоративных целей приобрел большую популярность на Западе после кризиса, когда на волне увольнений и падения зарплат компании искали новые способы мотивации сотрудников, рассказывает Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta. «Пережив трудные времена, компании теперь стремятся активно работать с потенциалом сотрудников, извлекая максимум пользы из кадров, которые у них есть. Они направляют к коучам талантливых работников, в которых стоит инвестировать, и ожидают, что эти инвестиции вернутся», - уточняет Кит Маккембридж, коуч по работе с топ-менеджерами из британской компании Wickland Westcott.

Рынок коучинга в России стремительно растет, констатирует Юрий Тазов, проректор школы «Мирбис» и президент российской лиги MBA. «Но серьезной подготовки в сфере коучинга почти ни у кого нет. На рынке много непрофессионалов», - скептичен Тазов. Зато цены зашкаливают. По словам Антона Пальчикова, независимого коуча и бизнес-тренера из Санкт-Петербурга, стоимость одной коучинговой сессии может варьироваться от 1000 до 60 000 руб. Встречаются коучи, которые берут до 5000 евро за одну сессию, но таких единицы.

Коучинг руководителей, по сути, - разновидность индивидуального тренинга, поэтому здесь важную роль играют личные отношения с клиентом, полагает Елена Сидоренко, доцент факультета социальной психологии СПбГУ и приглашенный преподаватель Стокгольмской школы экономики, которая регулярно получает заказы от компаний на коучинговые сессии с топ-менеджерами для повышения их эффективности. «На первой сессии важно, чтобы между нами возникла личная химия. Руководители - люди часто одинокие, они ищут в коуче собеседника, который не борется с ними за власть, а только слушает и помогает. Без симпатии и веры в высокий профессионализм коуча человеку сложно раскрыться. Так мы верим врачам, которые нас лечат», - говорит она.

«Коучинг в первую очередь - психологическая помощь. На все остальное он влияет опосредованно. К примеру, объем продаж компании мог вырасти благодаря увеличению клиентской базы или росту объема рекламы. Коучинг здесь ни при чем», - поясняет Джон Макгерк, консультант британского сертифицированного института по развитию и работе с персоналом (CIPD). Западные компании обычно работают, опираясь на долгосрочные стратегии. Поэтому эффективность программ по внедрению коучинговой культуры бывает сложно сразу же оценить с экономической точки зрения. Российский же рынок и вовсе живет сегодняшним днем.

У нас упор делается на краткосрочное использование методик коучинга для решения конкретных задач, что легче оценить с точки зрения экономической пользы, говорит Кирилл Попов, директор департамента подбора и развития.

В «Хоум кредит энд финанс банке», как и в некоторых других крупных компаниях на российском рынке, обучение коучинговой культуре поставлено на поток. Топ-менеджеры занимаются с индивидуальными коучами, а ключевые руководители, которых в банке 300 человек, обучаются коучинговым методикам. «Этот инструмент позволяет раскрыть потенциал сотрудников, и он хорошо воспринимается людьми», - говорит Попов. Внедрение инструментов коучинга начинается с обзорной презентации, чтобы люди понимали смысл метода. За этим следует двух- или трехдневное обучение. Менеджеры получают лишь часть необходимых навыков, но, по мнению Попова, этого достаточно, так как чаще всего эти инструменты призваны решать конкретные задачи.

Бизнес-коуч Алексей Ищенко за годы работы провел сессии с 10 000 руководителей и собственников компаний. Он убежден, что одна из самых важных задач коучинга - поменять так называемую ментальную карту человека. «У каждого из нас есть талант, который он не использовал или использовал не до конца. Благодаря коучингу человек обретает то, что я называю силой лидера, он меняет отношение ко многим вещам и направляет энергию в нужное русло», - говорит коуч. И приводит в качестве примера историю одного своего клиента. Руководитель риэлторской компании около восьми лет строил свой бизнес. Несколько лет все шло замечательно, а потом компания перестала развиваться. После нескольких коучинговых сессий стало ясно: на самом деле руководитель всю жизнь мечтал заниматься совсем не риэлторством, а хотел открыть два маленьких ресторанчика. Просто в силу жизненных обстоятельств стал риэлтором. Осознав это, руководитель решил оставить недвижимость и открыть ресторан. И весьма преуспел.

Часто люди хотят не того, что им нужно на самом деле, а того, что диктует социум, объясняет Ищенко. «Например, я спрашиваю клиента, как он видит себя через три года. Он говорит, что хотел бы жить в Лондоне и оттуда управлять своей успешной компанией. Однако по ходу сессии выясняется, что это не то, чего он лично хотел бы, а то, как ему описали его будущее, когда он заканчивал бизнес-школу», - рассказывает Ищенко. Коучинг как раз помогает отделить навязанные обществом желания от своих истинных жизненных целей и врожденных талантов, говорит он.

Когда лидер осознает свои таланты и истинные цели, он начинает по-другому смотреть и на свою команду, объясняет Ищенко. «В России многие руководители считают, что могут управлять только единолично, а их подчиненные - это просто ресурсы, которые надо использовать и время от времени менять. Но в современном мире успешными становятся компании, которыми управляет не один-единственный лидер, а команда лидеров. Коучинг помогает руководителю изменить отношение к команде, перестать считать людей пешками и присмотреться к тому, кто каким талантом обладает», - поясняет он. Его опыт показал, что прошедшие коучинг топ-менеджеры потом, как правило, проводят обязательный коучинг для сотрудников. Ведь им тоже нужен толчок, чтобы измениться.

Правда, после коучинга сотрудников появляется еще одна проблема: как теперь управлять командой звезд, где у каждого талант и свое мнение, смеется Ищенко. Управлять ею можно только на основе доверия, а это самое трудное, убежден эксперт. «Для этого нужно дать сотруднику право высказывать свое мнение и при этом не просто слушать и пропускать все мимо ушей, но слушать активно, обсуждать, вместе искать решение, совместно формулировать цель и потом также совместно эту задачу выполнять», - объясняет Ищенко. Он рад, что в России появляется все больше руководителей, которые задумываются о построении команды лидеров в своей компании. Хотя эта тенденция только еще набирает силу.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования