Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


22.09.2019 / Александра Хомякова
Источник: MBA.SU

Программа MiM: не все так просто


Александра Хомякова, MBA.SU


На первый взгляд, MiM - это то, к чему всегда стремилось отечественное высшее образование - давать только теоретические знания. Просто, как при Гумбольдте - профессор читает лекцию, студенты записывают. С практикой всегда было туго.

С началом капитализма ценность специалистов с книжными знаниями сильно упала и на знамя было поднято практико-ориентированное обучение. Теперь, спустя 30 лет снова встает вопрос о каких-то новых, более коротких и более дешевых программах, в дополнение к уже существующим программам МВА, mini-MBA, профпереподготовки. Что это, насущная потребность рынка или маркетинговые маневры учебных заведений, испытывающих  трудности с набором на дорогие программы МВА?

Попробуем понять это на примере относительно новой программы «Магистр в области управления» (Master in Management, MiM). Первоначально она была разработана зарубежными университетами как программа, дающая выпускникам бакалавриата углубленные теоретические знания в области управления и бизнеса, с целью облегчения их трудоустройства.

Задумка удалась - такие программы в короткое время стали очень популярны. Это обуcловлено, в первую очередь, их более низкой стоимостью (в среднем, в 2,5-5 раз ниже стоимости МВА), а также тем, что для поступления кандидат может не иметь никакого практического опыта. Дошло до того, что 69% компаний Азиатско-Тихоокеанского региона и 67% европейских компаний планируют нанимать талантливых выпускников Master in Management (MiM) в 2019 году (данные опроса GMAC).

Большинство программ MiM в мире предназначены для международной студенческой аудитории, с обучением на английском языке. Они отличаются значительным акцентом на навыки лидерства и личностного развития. Во многих случаях командные упражнения являются важным компонентом курсов и семинаров MiM. В последнее время многие зарубежные бизнес-школы начинают дополнять теоретические занятия программы MiM знакомством с практическим опытом работы компаний (гостевые лекции бизнесменов, тренинги, стажировки в компаниях).

Будут ли российские работодатели следовать примеру зарубежных собратьев и с энтузиазмом нанимать выпускников MiM без опыта работы? Ответ далеко не очевиден, потому что многие из российских руководителей даже менеджеров со степенью МВА ошибочно воспринимают как кандидатов, перегруженных теоретическими знаниями. Одно ясно: такой специалист обойдется дешевле, чем со степенью МВА. Но с учетом того, что компании гоняются не просто за бакалаврами, а за талантливыми выпускниками, наличие или отсутствие у них степени MiM, представляется не столь существенным.

Сегодня в России есть, по крайней мере, несколько программ MiM, большинство из них предлагаются Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского университета. Одна из них - Master in Management - даже вошла в рейтинг Financial Times (№52). Другие двухгодичные программы ВШМ СПбГУ: «Корпоративные финансы» (Master in Corporate Finance - MCF), «Бизнес аналитика и большие данные» (Master in Business Analytics and Big Data - MiBA), «Менеджмент и развитие городских агломераций» (Master in Urban Management and Development - MUMD), стоимостью 457 500 рублей/год.

К MiM, пожалуй, можно отнести новую годичную программу Pre-Experience MBA для бакалавров и магистров без опыта работы в Школе экономики и менеджмента ДВФУ (Владивосток), стоимостью 350 тыс.руб. А вот аналогичнвя по аудитории и названию программа «Управление бизнесом» в Высшей школе экономики, по стоимости скорее ближе к MBA, ее стоимость 790 тыс. рублей. 

В отличие от западных аналогов, стоимость российских программ MiM соответствует стоимости хороших программ МВА. Такая ценовая политика отечественных программ, в принципе, меняет базовую идею MiM - относительно дешевая программа для выпускников вузов, ищущих работу. Много ли найдется наших свежеиспеченных, неработающих бакалавров, способных заплатить 800 тыс. руб. за программу? Скорее всего, это будут дети обеспеченных родителей, у которых и так нет проблем с трудоустройством.

Еще один важный аспект внедрения MiM в российских бизнес-школах - растущий спрос на программы MiM может угрожать программам МВА. Оптимисты говорят, что такие опасения беспочвенны, т.к. целевые аудитории у программ MiM и MBA разные (на МВА учатся люди старше- от 25 лет, с опытом работы).

Это не совсем так, и не только потому, что возраст целевых аудиторий разделяет всего 3 года. С одной стороны, наблюдается дрейф изначально теоретических программ MiM в сторону насыщения практиками (гостевые лекции представителей бизнеса, тренинги, стажировки в компаниях), т.е. получается своеобразное Pre-MBA. С другой стороны, продолжается известный тренд на «омоложение» программ МВА, когда на них приходят все более молодые люди, получившие опыт работы параллельно с обучением в вузе. Об угрозе так наз. «каннибализма программ» говорят и зарубежные источники: «With their growing popularity, MiM degrees are becoming a considerable business study alternative to the long-established and highly sought-after Masters of Business Administration (MBAs)» - здесь.

Помимо упомянутых, в российских вузах существуют программы, по названию похожие на «Master in Management» (например, в ВШЭ), однако предназначены они для людей с опытом работы и являются программами профпереподготовки.

Нужно ли их выделять в новый класс «MIM для ДПО» при наличии существующих программ профпереподготовки или mini-MBA, как нравится некоторым, и какой в этом всем смысл, помимо игры в маркетинг, мы скоро узнаем.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования