Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
19.03.2014 / Мария Подцероб
Источник: по материалам статьи "Бизнес-образование: Бизнес-школы мечтают о девочках" (Ведомости)

Бизнес-школы: женщин становится больше

Еще несколько десятилетий назад в западных MBA-школах учились в основном мужчины. Только в 1980-х гг. количество женщин стало постепенно расти. По данным Forte Foundation, консорциума ведущих бизнес-школ и крупных компаний, за последние 10 лет число представительниц слабого пола в топовых MBA-школах мира увеличилось с 28 до 34%. И вузы упорно борются за дальнейший рост этого показателя.

Особый интерес к «женской теме» возник в школах после того, как в бизнесе заговорили об отсутствии гендерного разнообразия в руководстве крупных мировых компаний. В 2007 г. исследование McKinsey показало, что европейские компании, где в совете директоров было как минимум три женщины, получали более высокие операционные прибыли, а цены на их акции росли.

Опрос 2360 компаний, проведенный в 2012 г. банком Credit Suisse, подтвердил, что фирмы, где в руководство входят женщины, получают более высокие прибыли, чем бизнес, где доминируют мужчины. В результате компании ввели «розовые квоты» в советах директоров и, по данным Columbia Business Executive Circle of New York, искусственно увеличили к 2012 г. количество женщин-директоров до 18,7%.

«Женщины - великолепные лидеры. Они умеют объединять людей и создавать команду. Они хорошо чувствуют людей, с которыми работают. Более того, женщины больше внимания уделяют такой важной сейчас теме, как корпоративная социальная ответственность. Это тот тип лидерства, который нужен современному бизнесу», - считает Бодо Шлегельмильх, декан академии MBA Венского университета экономики и бизнеса (WU).

Но получить путевку в совет директоров или хотя бы в топ-менеджмент компании женщине значительно легче, если у нее на руках диплом престижной MBA-школы. По данным хедхантинговой компании Spencer Stuart, степень MBA имеют 39% гендиректоров компаний из списка S&P 500 и 42% гендиректоров компании из списка Fortune 100.

Школы стараются набрать как можно больше представительниц прекрасного пола еще и потому, что от количества женщин на программах MBA и EMBA зависят их позиции в престижном рейтинге FT, а значит, их положение на международном рынке бизнес-образования. Ради места в рейтинге школы даже готовы устанавливать более низкий проходной балл для женщин, чем для мужчин. Так, в IMD проходным для мужчин считался GMAT, сданный на 700 баллов и выше. Женщин же брали с 620-640 баллами.

Однако увеличение количества женщин на курсе приводит порой к непредсказуемым последствиям. И с этим уже столкнулись в Гарвардской школе бизнеса, где в 2014 г. количество студенток выросло до 40% на курсе. The New York Times пишет, что в последние годы атмосфера в Гарвардской школе резко изменилась. Теперь по вечерам в кампусе можно встретить девушек, разодетых в стиле журнала Playboy. Они спешат на вечеринки и обсуждают самых сексуальных мужчин курса. В интервью The New York Times руководители школы выразили сожаление, что с увеличением количества женщин обстановка в школе стала в меньшей степени напоминать ту, что царит в деловом мире. А ведь школа готовит управленцев именно для бизнеса.

Многие профессора обратили внимание на то, что женщины блестяще выполняют письменные тесты, ни в чем не уступая однокурсникам-мужчинам. Зато они пассивны на семинарах. Женщины сидят тихо, а если выступают, то говорят неуверенно. Тогда с девушками стали проводить коучинговые сессии, поощрявшие их к большей активности в классе. Оказалось, что многие из них, в особенности незамужние, мало участвовали в дискуссиях из страха показаться «академическими» занудами. Выбирая между академическим и социальным успехом, женщины неизменно делали выбор в пользу последнего.

В 2013 г., в самом конце учебного года, будущие выпускники стали искать потенциальных работодателей. И тут выяснилось, что большинство мужчин имеют все шансы трудоустроиться в такие высокооплачиваемые секторы экономики, как финансы и банки. Женщины же в основном устраивались на более низкооплачиваемые работы в маркетинг.

ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ, ПОСТУПАЮЩЕЙ НА ПРОГРАММУ MBA

  • Основные области работы: продукты и услуги (19%), финансы (18%), консалтинг (17%)
  • Возраст: приблизительно 25 лет
  • Готовность учиться на программах full-time: только 46% от сдавших GMAT

ПОЧЕМУ ВЫ ПОШЛИ НА МВА?

  • необходим карьерный рост или смена отрасли, в которой работаю сейчас, - 14%
  • повысить свои шансы на продвижение в моей компании - 11%
  • под влиянием мужа / делового партнера /коллеги по работе - 9%
  • получить широкий взгляд на бизнес, приобрести знания в области управленческого учета и финансов, развить управленческое мастерство, понимание, как работает компания, - 7%
  • МВА - форма личного развития и собственного роста - 5%
  • увеличить доход - 4%
  • реализовать долгосрочные цели - 4%
  • уехать за границу - 3%

Источники: AMBA, «Мирбис»




 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования