
Олег Нурбекович Бекбулатов, преподаватель программ МВА и EMBA МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС, бизнес-тренер, консультант по развивающему проектированию организаций
Для всех интересующихся — некоторые неочевидные советы и инсайды по выбору программы и школы для изучения МВА. В начале замечу, что намеренно не упоминаю название ни одной бизнес-школы, ресурса и пр. Речь пойдет только об общих подходах: Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе.
Итак:
Не переносите имидж «родительского» учебного заведения на имидж бизнес-школы. Довольно часто это — совсем разные, а нередко даже полярные показатели. Даже если, для абстрактного примера, университет, при котором работает бизнес-школа, возглавляет топ-10 лучших учебных заведений страны, то бизнес-школа может быть довольно посредственная. Мало того, — построить свое продвижение именно на данном обстоятельстве, принося в жертву иные, зачастую — важнейшие вопросы. Для такой тактики даже есть специальный термин — «Под шпилем». Совет здесь простой: Не давайте ослепить себя блеском этого «шпиля» и внимательно посмотрите по сторонам.
Точно также, как в случае с «родительским вузом», не делайте проекции личности создателя / основателя / декана бизнес-колы на качество ожидающих вас учебных программ. На презентации бизнес-школы вы, возможно, влюбитесь в него / неё. И это обстоятельство часто становится решающим аргументом для выбора: «Пойду учится к N.! Он / она такой классный!» Но не обольщайтесь: С огромной долей вероятности вы никогда не встретитесь в учебной аудитории с этим конкретным человеком. В лучшем случае — сфотографируетесь вместе на вручении дипломов. Так что не дайте себя «безнадёжно обаять» на презентации программы. Такой путь бесперспективен.
Критические относитесь к рейтингам. Узнайте откуда они, кто проводит, участвуют ли в них ведущие бизнес-школы. Не так уж редко можно встретить искусственные рейтинги, призванные пропиарить конкретную бизнес-школу, оплатившую действо. Есть немало школ, греющихся в лучах проплаченной славы. Вы же не хотите попасть в такую?..
Не менее настороженно относитесь к отсутствию имени бизнес-школы в периодических рейтингах от пользующихся доверием источников: Заявление о неучастии в опросах, «мы выше всего этого» и т.п. обычно свидетельствуют о наличии проблем бизнес-школы, часто — серьезных. Даже если бизнес-школа по каким-то объективным причинам игнорирует рейтинги, она не может не являться их частью! Например, рейтинг выпускников бизнес-школ.
Далее, уместно вспомнить о «членстве в ассоциации МВА», которое часто преподносится, как серьезный аргумент при выборе бизнес-школы. Само по себе такое членство, без сомнения, достойно уважения. Но есть существенное обстоятельство: попасть в такие престижные ассоциации крайне тяжело, если вообще возможно на данном этапе развития отечественного бизнес-образования. В этом случае проторенный путь — организация собственной ассоциации МВА с привлечением таких же бизнес-школ: С амбициями, но без шансов вступления в «настоящую» Ассоциацию. Как понять? Просто. Посмотрите — какие конкретные бизнес-школы входят в это объединение? Нет «великих» международных имён, которые у всех на слуху, зато есть непонятно что непонятно откуда? — Попытка манипуляции. Не ведитесь!
О «зарубежных партнёрах» бизнес-школы». Часто, во всяком случае — нередко используется подход, описанный в предыдущем пункте. Внимательно изучите доступную информацию об этом «партнере». Что из себя представляет? Когда основан? Сколько выпускников за последние 5 лет? и пр. Прочтите договор о сотрудничестве, который вам должны показать быстро и с гордостью. Убедитесь, что партнер настоящий, а не является аффилированной структурой той же бизнес-школы.
О «втором дипломе европейской (японской… китайской… и пр.) школы / университета. Подход примерно тот же, как в предыдущем пункте. Обратите внимание и на такое важное обстоятельство: Второй диплом иностранной бизнес-школы вы, как правило, можете получить, защитив итоговую работу на территории страны регистрации бизнес-школы. Уточните! Снова обратитесь к списку членов Ассоциации МВА, найдите там эту бизнес-школу. Посмотрите списки выпускников этой бизнес-школы прошлых лет, убедитесь в наличии родных отечественных имен, совпадающих с именами выпускников российской бизнес-школы, которая дает вам это обещание. Нет? С огромной долей вероятности окажетесь обладателем красивой бумажки с иностранными буквами, которая ничего не будет стоить.
Познакомьтесь с директором / администратором / научным руководителем бизнес-школы — человеком, который определяет программное наполнение, расписание, состав преподавателей и прочие важные вещи. Если это — «длинноногая блондинка» (лучше сказать «блондинка любого пола»), сама не обучившаяся на МВА, без обширных социальных связей в преподавательской среде, не понимающая принципов логики построения программы МВА и т.п. — смотрите другие варианты, как бы она (он) не были уверены в себе и своих программах.
100%-ная уверенность, свойственная читателям журнала «Веселые картинки», — не для вас. Не игнорируйте этот пункт, возможно, он — один из важнейших. Осмысленно собрать достойную программу МВА, пригласить на нее таких же достойных преподавателей, создать из этих преподавателей команду, а из разрозненных курсов — единую программу дорогого стоит! Успешно справляются с этим буквально единицы. Судите сами: Надо обладать довольно редкими знаниями в области проектирования учебных программ, быть частью часто закрытых и элитарных «преподавательских тусовок», иметь свое Имя, на которое позитивно среагирует желаемый кандидат на преподавание, обладать авторитетом и экспертизами для анализа предлагаемых курсов. И много еще всего. Успешных примеров — единицы. Не забудьте: Единицы.
Проконтролируйте набор учебных дисциплин, предлагаемых к изучению! Если вам повезло с п. 8, то все будет нормально. Если есть сомнения, вас должно насторожить наличие в учебном плане курсов — «экзотов» и курсов — «общих мест». Поясняю. Любая программа МВА, какой бы продолжительности она не была, всегда ограничена по времени. От чего-то всегда приходится отказываться, чтобы качественно отработать приоритетные дисциплины. Это — нелегкий компромисс, в первую очередь — для вас! Именно вы оплачиваете каждый из включенных в расписание курсов. Не надо платить за азы, за то, что или не нужно вам вообще или легко берется на стороне. Типа: «Публичные выступления», «Искусство проведения презентаций» и подобное. Это и есть так называемые «курсы — общие места», которым не место в программе МВА. В противовес им «курсы — экзоты» берутся непонятно откуда и с какой целью. Насторожитесь, увидев что-то наподобие «лайф-драйв для менеджера» или «экзистенциальные аспекты психологии управления» и т.п. Явно не в тему, часто — под кого-то конкретного преподавателя без учета общей логики программы. А зачем вам платить за это?
Попросите показать учебные пособия программы, авторские учебные пособия. Если их нет (или почти нет), если вместо них предлагается «список литературы» или «раздатки / рабочие тетради» — вам не сюда. У хорошего преподавателя всегда имеется авторский учебник, не «умерший под типографской обложкой», а растущий, меняющийся и развивающийся вместе с бизнес-реалиями. (Хорошая идея — посмотреть какое-то учебное пособие прошлого и позапрошлого года. Они не должны быть идентичными!).
Уточните, каким образом осуществляется единая логическая связь отдельных учебных дисциплин программы. Есть ли периодические встречи преподавателей? Посещают ли они занятия друг друга? Работают ли над созданием и развитием единой терминологической базы? Если не услышали ничего внятного на эту тему, то преподавание учебных программ осуществляется по принципу «Росконцерт» (о нем — далее), и вам — не сюда.
Уточните специализацию программы МВА. Кого готовят на выходе: Стратегов? Финансистов-дженералистов? Менеджеров, готовых управлять изменениями? Еще кого-то? После получения конкретного ответа спросите: Почему именно этот состав учебных дисциплин наилучшим образом работает на заявленную цель. Заминка с ответом? Ответа нет вообще? — До свидания.
Поинтересуйтесь, какого рода выпускная работа будет завершать обучение? Если это «Презентация того, как вы будете воплощать в жизнь свою бизнес-идею», то вам — снова не сюда! Происходит невольная (а часто — и умышленная) подмена понятий «бизнес-школа» на «Бизнес-инкубатор». А это, согласитесь, вещь совсем другая.
Задайте еще несколько уточняющих вопросов на свое усмотрение. Их цель — определиться с Моделью преподавания программы МВА. Уже упоминался «Росконцерт» — почти случайный набор преподавателей-«звезд», не столько обучающих, сколько развлекающих аудиторию. Помните, что «сделать интересно» несложно. Нам нужно «интересно и полезно», с этим нередко сложности. Также, пользуясь типологией Л.И Евенко, назову модели «Кадровый центр», «Элитный клуб», тот же «Бизнес-Инкубатор», «Подделка» (используют термин «МВА», но им фактически не являются), «Цех №5» (по сути — внутрикорпоративные программы МВА, спроектированные с учетом специфики их деятельности). Есть и другие. Идентифицируйте и поймите для себя — подходит ли это вам? Именно это вы ищите на самом деле, размышляя о своем обучении на программе? Мой совет: Ищите модель «Храм знаний». Именно такие программы МВА наиболее жизнеспособны и востребованы в мировой практике.
Сходите на пробное занятие. Примерьте на себя. Лекция? Просмотр слайдов с комментариями, занимающий основную часть учебного времени? Отказывайтесь. Такие способы обучения вы найдете в дистанционном формате.
Да, и если вам еще на этапе выбора, изучения информации о бизнес-школе, говорят «Вы приняты», значит вам, скорее всего, сюда как раз и не надо.
© MBA.SU