UPD-2022
Eduniversal верен себе: на протяжении 16 лет он на примере России демонстрирует весьма приблизительное знание российского рынка бизнес-образования. В рейтинге 2022 года традиционно присутствуют и несуществующие бизнес-школы (например, Высшая коммерческая школа ВАВТ, вошедшая в состав Факультета международного бизнеса ВАВТ аж 13 лет назад (!) или Международная бизнес-школа IBS-Plekhanov, год назад реорганизованная в Высшую школу экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова), и бизнес-школы, которые не занимаются (и никогда не занимались программами уровня МВА), и несуществующие ныне учебные заведения (Институт экономики и финансов «Синергия», давно ставший Университетом «Синергия»).
Думается, столь же неряшливый подгод Eduniversal демонстрирует и в цифрах рекомендаций деканов. Как можно в 2022 году рекомендовать к поступлению бизнес-школы, которых давно нет в наличии? Значит, или деканы не в курсе или Eduniversal сам изобретает свои проценты.
Удивительно, но в 2022 году находятся бизнес-школы, с гордостью указывающие на сайтах и материалах рейтинговые места, дарованные агентством, как свидетельство «международного» признания.
Несмотря на активный пиар, рейтинг Eduniversal имеет весьма условное отношения к качеству программ бизнес-школы, поскольку базируется на непрозрачной методологии и частных мнениях руководителей зарубежных бизнес-школ, детально не знакомых ни с программами, ни с образовательным процессом тех, кого они оценивают.
В слабом методическом основании рэнкинга легко убедиться. Базовая оценка формируется из трех оценок: размера первой заработной платы выпускника, удовлетворенности слушателей и репутации программы.
Информация о размере первой зарплаты после МВА предоставляется самой бизнес-школой. Сообщают ли выпускники своей бизнес-школе размеры своей первой зарплаты, очевидно, является риторическим. Затем Eduniversal неизвестным науке способом определяет по каждой стране «среднюю зарплату и «средний годовой оклад топ-менеджеров» неизвестно каких компаний, а затем соотносит первое со вторым. Действие совершенно бессмысленное, т.к. достоверность исходных данных неизвестна.
Удовлетворенность студентов измеряют по анкетам, заполненными 10% выпускниками программы, что происходит при непосредственном участии самой бизнес-школы, которая предоставляет нужное число нужных контактов.
Репутация программы. 50% оценки репутации программы «оценивают рекрутеры», 50% зависит от отнесения программы к определенному уровню «пальмы» (palmes rank).
Поскольку Eduniversal не указывает, какие это рекрутеры (международные или национальные) и каковы критерии оценки, показатель «уровня пальмы», по сути, является главным.
″никаким показателем качества образования (международного признания, ценности дипломов, котируемости у работодателя отечественного или зарубежного и т.д.) позиции в рэнкинге Eduniversal не являются
«Уровень пальмы» определяется путем голосования 1000 деканов зарубежных бизнес-школ за те программы, которые они «могли бы порекомендовать для студентов, планирующих обучаться за рубежом» (принцип Евровидения). Очевидно, что никаких программ в российских школах зарубежные деканы не знают и информацию черпают из личных встреч в ходе международных конференций, двухсторонних контактов и прочих активностей. По свидетельству источников, для наращивания процента голосов ректоры голосуют за школы друг друга.
Вопреки неумеренным восторгам отечественных бизнес-школ по поводу оценок от Eduniversal, отношение к рэнкингу Eduniversal в мире весьма скептическое: АМВА International — игнорирует, считая рэнкинг несерьезным; Financial Times, сама составляющая один из влиятельных мировых рейтингов, не упоминает о нем вообще.
О мнимой престижности рэнкинга говорит, в частности, и тот факт, что Harward Business School и другие гранды бизнес-образования на своих сайтах не упоминают о первых местах, которыми их наградил Eduniversal. Все остальные используют это в целях маркетинга.
Западные критики Eduniversal говорят о непрозрачной методике рейтингования, о малом числе отзывов на бизнес-школу и других недостатках:
«Победители от SMBG [юридическое лицо Eduniversal — прим. ред.] раздражают государственные органы. «Это — еще один пример обмана с полной безнаказанностью», говорит Frank Bournois, председатель комиссии по оценке обучения и дипломам». [Источник]
″Рейтинг, по-видимому, хорошо воспринят неизвестными школами, которые никогда не имеют шансов попасть в один из известных рейтингов
Bärbel Schwertfeger в МВА Journal пишет: «Один раз в год французская консалтинговая фирма SMBG [юридическое лицо Eduniversal — прим. ред.] отбирает лучшие бизнес-школы. Но метод крайне спорный. Неудивительно, что управляющий Martial Guiette на неоднократные расспросы предпочитал молчать. Еще более сомнительным является новый мастер-рейтинг, в котором также оцениваются программы, которых нет вообще. Но бизнес-школы не могут уйти от рейтинга. Будут оцениваться даже те, кто не дает какие-либо данные и прямо просит не рассматриваться.
Деканам бизнес-школ задавали один и тот же вопрос для каждой отдельной страны: «какую бизнес-школу вы бы рекомендовали перспективному человеку, желающему учиться в той или иной стране?» Но уже весь подход заумный. Потому что, какой декан может с чистой совестью оценить качество бизнес-школ в Бутане, Джибути или Йемене? И что действительно говорит его заявление о качестве школы?
Как работает эта игра, теперь известно. Так, декан одной из лучших школ рассказал о предложении коллеги из из африканской бизнес-школы: если вы хорошо оцените мою школу, то я тоже хорошо оценю вашу. Другая школа получила аналогичную просьбу от менее известной школы, даже в письменной форме. На вопрос, «Как учесть это мошенничество при оценке?», управляющий SBMG Martial Guiette промолчал. Даже информации о том, сколько деканов вообще участвовало в странном рейтинге и сколько школ их оценивали, он не дает.
Но с его сомнительным рейтингом Eduniversal, вероятно, обнаружил пробел на рынке. Рейтинг, по-видимому, хорошо воспринят неизвестными школами, которые никогда не имеют шансов попасть в один из известных рейтингов. Где еще у школы из Мавритании или островов Фиджи есть шанс получить несколько пальм? В Европейском фонде развития менеджмента (EFMD), который аккредитует бизнес-школы (EQUIS), деятельность Eduniversal наблюдают с крайним скептицизмом. Говорят, что количество пальм, которые вручают такие клубы, как Eduniversal, мало говорит о реальном качестве школы. Оценка декана часто отражает только репутацию школы, которая может быть показателем качества, но необязательно.
Единственное преимущество, которое дают такие оценки, состоит в том, что вы узнаете о самых известных школах в странах, которые иначе не известны, по крайней мере, в области бизнес-школ, потому что они либо слишком малы, либо находятся только на стадии разработки. Конечно, понятно, что менее известные или худшие школы подчеркивают свое членство в клубе. Но чем больше школа рекламирует себя с «клубным» признанием, тем больше она также сигнализирует о том, что ее качество недостаточно хорошее, чтобы выдерживать более обоснованные доказательства качества, такие как международная аккредитация или размещение в признанном рейтинге». [Источник]
ВЫВОД: никаким показателем качества образования (международного признания, ценности дипломов, котируемости у работодателя отечественного или зарубежного и т.д.) позиции в рэнкинге Eduniversal НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Для бизнес-школы участие в Eduniversal сегодня — это самый доступный и относительно дешевый способ засветиться в международной бизнес-образовательной тусовке.