Учебные альянсы, разумеется, не являются ноу-хау для российской системы образования, однако именно в последнее время на фоне интеграции России в мировую экономику такая форма обучения стала особенно актуальной и высокоэффективной. «Реализовать большинство уникальных учебных программ вне альянса зачастую невозможно, так как ни один учебный центр дополнительного образования не способен дать фундаментальную подготовку, равно как и ни один вуз не может актуализировать свои программы с той скоростью, с которой сегодня меняются информационные технологии», — констатирует директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев.
«В России всякое продвинутое бизнес-образование — заимствованное: в учебных материалах, в подходах к обучению. Благодаря этому студенты имеют доступ к не самым плохим, а порой и лучшим программам зарубежных бизнес-школ. А в дополнение к образованию и, западные дипломы, которые котируются в мире все же лучше, чем российские», — говорит Сергей Щенников, ректор МИМ ЛИНК.
Более того, объединение усилий в любой сфере, а тем более в столь важной — образовательной, рождает синергию, убеждены эксперты. Учебные альянсы не являются здесь исключением. «Безусловно, учебные альянсы, в какой бы форме они ни осуществлялись — совместные программы, обмены преподавателями и студентами, объединение усилий в проведении научных исследований, — открывают безграничные возможности трудоустройства и карьерного роста не только в России, но и за рубежом», — отмечает к.э.н., профессор, директор Плехановской школы бизнеса Integral РЭУ им. Г.В. Плеханова, член наблюдательного совета по аккредитации Международной ассоциации МВА (АМВА) Лариса Карташова. К примеру, Плехановская школа бизнеса, по словам эксперта, активно сотрудничает по программам МВА с ведущими школами бизнеса за рубежом, в частности в США, Великобритании, Германии и Италии, и планирует в перспективе дальнейшее развитие этого сотрудничества. «Мы придаем также большое значение сотрудничеству с авторитетными международными организациями, такими как Ассоциация программ МВА (АМВА) и EFMD. Мы считаем себя полноправным членом международного сообщества ведущих школ МВА. Университет сегодня представлен в Международном наблюдательном совете по аккредитации АМВА, в комиссиях по оценке качества программ МВА в России и за рубежом», — отмечает Лариса Карташова.
Помимо таких распространенных на современном рынке образования учебных альянсов, как бизнес-школы и крупные компании или чаще отечественные и зарубежные бизнес-школы, важно отметить и другие — например, сертификация программ МВА в западных университетах и бизнес-школах. «Так, в Банковском институте выпускникам программы МВА «Финансы и банки» выдается сертификат INHolland University, подтверждающий соответствие программы МВА «Финансы и банки» Банковского института аналогичным программам, реализуемым в Нидерландах», — отмечает заместитель директора Банковского института Государственного университета — Высшей школы экономики Александр Пушко. Институт также реализует партнерскую программу совместно с CFA Institute. «Программа МВА «Управление инвестициями» Банковского института стала первой программой-партнером CFA Institute (USA) в Восточной Европе. Это означает, что учебный план программы МВА «Управление инвестициями» более чем на 80% соответствует силлабусу программы CFA и, следовательно, объем знаний, получаемых в области финансов и финансовой аналитики на программе МВА «Управление инвестициями», позволит слушателям в дальнейшем успешно сдать квалификационные экзамены на сертификат CFA», — рассказывает Пушко.
Пожалуй, самый известный альянс с почти 20-тилетней историей — это ЛИНК и Открытый университет Великобритании. В результате этого сотрудничества родилась крупнейшая в Евразии сеть учебных центров (около 100), и более 75 000 менеджеров прошли профессиональную переподготовку на программах ЛИНК-ОУ. «Благодаря этому альянсу в России заговорили о дистанционном образовании, о blended learning методиках, модульном обучении, о практико-ориентированности. Это взаимно обогащающее партнерство, в котором и Великобритания приобретает интеллектуальнее выгоды. Например, Открытый университет заимствовал систему подготовки тьюторов, которую разработал ЛИНК», — сообщил Сергей Щенников.
Существует мнение, что факт альянса существенно повышает стоимость обучения, но это вовсе не так. «В Банковском институте слушатели программы МВА «Финансы и банки», успешно окончившие программу и получающие сертификат INHolland University, компенсируют ему лишь затраты на изготовление, регистрацию и выдачу сертификата. Партнерская программа МВА «Управление инвестициями» не предполагает дополнительных платежей», — поясняет Александр Пушко. В ряде учебных заведений обучение в рамках альянса и вовсе удешевляется. «В нашем случае эффект обратный — стоимость отдельных модулей программы по отдельности гораздо выше стоимости обучения по программе в целом. Это достигается за счет заполняемости групп — расходы на обучение равномерно распределяются среди всех слушателей, что позволяет существенно сократить финальную цену», — рассказывает Дмитрий Изместьев.
Все эти факторы позволят учебным альянсам и далее быть одной из самых перспективных форм обучения, констатируют эксперты, а специалисты, получившие такое образование, как правило, имеют гораздо больше шансов получить высокооплачиваемую интересную работу.
Роман Калинин
Известия