Компания JobsMarket представила исследование на тему «Вырос ли спрос на дополнительное образование в 2013 году и какие образовательные продукты выводить на рынок в 2014 году?«
Анализ динамики спроса на программы дополнительного профессионального образования 2012-2013 годах проводился на основе аналитики поисковых запросов. Исследователи исходили из того, что «запрос в поисковой системе отражает осознанную, актуализированную потребность человека в образовательном продукте, поэтому, частотность поисковых запросов отражает общую динамику спроса».
Большая часть исследования относится к дополнительному образованию в целом (разнообразные курсы от парикмахеров до массажа), поэтому приводим данные, которые относятся к бизнес-образованию уровня MBA.
Общие тенденции развития интернета в России в 2013 году
Ежемесячная интернет-аудитория осенью 2013 года в России составила 66,1 млн. человек в возрасте старше 18 лет, или 57% населения страны (interfax.ru).
Среднесуточная аудитория Рунета достигла 52,2 млн. человек, что составляет 45% населения.
Годовой прирост интернет — пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 11%, а для суточной аудитории данный показатель равен 15%.
По данным аналитической компании TNS на февраль 2013 года, хотя бы раз в месяц в Интернет выходит 76,5 млн. россиян (или 53% от всего населения страны).
По количеству пользователей интернета Россия в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире.
Среди лиц с высшим образованием (основная аудитория рынка дополнительного профессионального образования) пользуются интернетом 82%, а с образованием ниже среднего — 45%.
Таким образом, продвижение в интернете курсов, семинаров, тренингов и других программ дополнительного профессионального образования становится все более актуальным.
Общие тенденции спроса на дополнительное образование в 2013 году
В 2013 году каждый 1000-й запрос в поисковой системе Яндекс имел отношение к теме дополнительного профессионального образования. За год это порядка 35-40 миллионов запросов.
Общий рост количества высокочастотных запросов по теме в 2013 году по отношению к 2012 году составил 27%, что опережает темпы роста интернет аудитории — 11%.
<…>
При этом максимальный прирост спроса 31% произошел в сегменте краткосрочного профессионального образования (курсы обучения, обучающие курсы, семинары, тренинги, мастер-классы) и интереса к онлайн и дистанционному обучению — 23% (курсы онлайн, онлайн обучение, онлайн образование, дистанционные курсы, дистанционное обучение, вебинар, видеокурс).
Спрос на программы среднесрочного (повышение квалификации, переподготовка) и долгосрочного (второе высшее, магистратура) дополнительного образования также рос быстрее, чем количество пользователей Рунета — 16,2 и 18% соответственно.
<…>
Будут ли россияне покупать больше курсов в 2014 году: интерес к бесплатным и платным курсам
2013 год знаменателен тем, что впервые количество поисковых запросов, связанных с анализом цены и стоимости курсов превысило количество запросов, связанных с поиском бесплатных курсов. Это отражает общий рост готовности пользователей к оплате, совершению покупок образовательных продуктов.
<…>
Особенности интереса пользователей интернета к программам MBA
Интерес к программам MBA рос медленнее (+ 8,2%), чем количество пользователей Рунета (+11%). Это может свидетельствовать о снижении спроса на продукт в целом.
Основной прирост произошел за счет увеличения спроса на программы MBA в регионах. Темпы роста количества запросов по теме «MBA» в Москве составил всего 4,4%».
Прирост количества запросов по теме «Mini MBA» в России составил 4%. В абсолютном выражении это незначительное количество запросов — всего 12738 запросов за 12 месяцев!
Резюме
2013 год показал существенный рост интереса населения к программам дополнительного профессионального образования. Темпы прироста количества соответствующих тематических запросов опережали темпы прироста количества пользователей интернета в 2013 году. Переломным моментом стал факт превышения обращений в поисковую систему по поводу анализа и сравнения цены обучающих курсов над обращениями по поводу поиска бесплатных курсов. Это отражает повышение готовности населения к покупке образовательных продуктов.
Можно предположить, что рынок программ дополнительного профессионального образования растет стремительными темпами».
Комментарий mba.su:
Поблагодарим компанию JobsMarket за проведенную работу и попробуем ответить на ряд вопросов.
1. Можно ли считать опережающий рост числа пользователей Рунета по отношению к числу запросов «МВА» свидетельством снижения спроса на МВА?
2. За счет каких страт увеличилось число пользователей Рунета?
3. Можно ли считать увеличение запросов по теме «МВА» из регионов на 1,9% свидетельством изменения региональной структуры платежеспособного спроса?
4. Какие образовательные продукты выводить на рынок в 2014 году?
Алла Носкова
по материалам исследования JobsMarket