Когда возникает тема МВА, внимание общества и СМИ, в основном, фокусируется на вопросах престижности диплома МВА тех или иных бизнес-школ, ценности степени МВА и т.д. Качество образования на программах МВА, если и обсуждается, то обычно, с точки зрения наличия популярных преподавателей, количества курсов/ проектов или стажировок. Более глубокое представление о «кухне» МВА дают качественные показатели учебного процесса на МВА в бизнес-школах.
Портал «МВА в Москве и России» (mba.su) ежегодно замеряет показатели учебного процесса на МВА, основываясь на оценках выпускников МВА в ходе традиционных ежегодных опросов. Было опрошено 1400 выпускников МВА&EMBA из 45 бизнес-школ с февраля по май 2022 года.
Опрос этого года выявил мнение выпускников 2018-2020 гг. по следующим показателям:
- содержание программы с точки зрения абсолютно новых знаний
- преподавательский состав
- практическая применимость знаний
- сложность выполненных проектов
- требовательность преподавателей
- степень вовлеченности слушателей в группе
- онлайн-поддержка обучения со стороны бизнес-школы
- доступность преподавателей и их помощь в освоении учебного материала
Оценки давались по десятибалльной шкале, результат — среднеарифметическое значение, округленное до десятых долей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Большинство выпускников (85%) оценили содержание программы, в той или иной степени, как новое для них. Это лишний раз подтверждает факт, что содержание программы МВА, построенной по классическим стандартам, дает слушателю баланс теоретических знаний и практических навыков. Утверждения ремесленников от бизнес-образования, что лекций не надо, а практика должна составлять 100%, несостоятельны, потому что без теоретических знаний и практика будет ущербна.

- МШУ «Сколково» 9,8
- ВШМ СПбГУ / ИБДА РАНХиГС 9,3
- Бизнес-школа ИМИСП / МИРБИС 9,1
- ЦЕНТР ПРОГРАММ МВА И DBA ВШБ ВШЭ / ФМП МВА ИОН РАНХиГС / ВШБ ГУУ 9,0
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Преподавателей выпускники МВА и ЕМВА обычно оценивают достаточно высоко (в целом, выше, чем например содержание программы). В ведущих бизнес-школах с большим числом слушателей такая оценка выше, т.к. желающих преподавать там много и отбираются самые лучшие.
Небольшие бизнес-школы, которые не могут похвастаться «звёздным» составом преподавателей, говорят о большом количестве экспертов из бизнеса. Эксперт — фигура важная с точки зрения новых практических знаний, однако он, как правило, не включен в учебный процесс, не владеет методикой преподавания и не отвечает за учебный результат.
Подавляющее число выпускников (90%) оценивают преподавательский состав своих бизнес-школ, как отличный, десятая часть — как хороший.

- МШУ «Сколково» 9,9
- МИРБИС 9,5
- ЦЕНТР ПРОГРАММ МВА И DBA ВШБ ВШЭ / ИБДА РАНХиГС 9,4
- Бизнес-школа ИМИСП / ФМП МВА ИОН РАНХиГС / ВШБ КФУ 9,3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Большинство выпускников (84%) оценили практическую применимость полученных знаний на «отлично», 12% — «хорошо». Этот факт также противоречит расхожим высказываниям инфоцыган в СМИ о том, что знания, получаемые на МВА чисто теоретические, а выпускники, мол, сталкиваются с трудностью их применения на практике.

- МШУ «Сколково» 9,4
- Бизнес-школа ИМИСП / МИРБИС 9,2
- ИБДА РАНХиГС 9,1
- Бизнес-школа УрФУ / ФМП МВА ИОН РАНХИГС / ВШБ КФУ / Школа IT-менеджмента ИЭМИТ РАНХиГС 9,0
СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Большинство проектов, выполняемых в течение обучения, тематически привязаны к изучению тех или иных дисциплин, и как правило, делаются на материале собственной компании. Это дает слушателю возможность уже в ходе обучения, менять взгляд на существующие в компании бизнес-процессы и предлагать более эффективные решения.
Большинство бизнес-школ предлагает своим слушателям проработать ключевые темы на примере собственной компании. В идее это правильно, но есть детали, влияющие на эффективность такого подхода. Идеальный вариант — если слушатель — владелец компании или топ-менеджер, т.е. лица, принимающие стратегические решения. Если слушатель — менеджер среднего звена или линейный менеджер с небольшими служебными полномочиями, ситуация сложнее. А если такой слушатель учится на МВА, не ставя в известность своё руководство, проверить знания на практике не получается. В этом случае бизнес-школа должна предоставить таким слушателям возможность практической проработки темы в составе группы на базе реальной компании кого-то из слушателей. Или подготовить учебный проект на базе партнерской компании. Все эти и другие варианты отработки навыков используются сильными бизнес-школами и требуют от них привлечения значительных ресурсов.
Бизнес-школы с ограниченными организационными и/или финансовыми возможностями вынуждены давать короткие задания, которые также часто называют «проектами» (бывали случаи, когда выпускники сообщали, что за время обучения они выполнили 20-25 проектов, что заведомо нереально). Поэтому параметр «сложность выполненных проектов» однозначно говорит о глубине проработки темы и качестве учебного процесса.
Важная тема — соответствие сложности проектов уровню подготовленности слушателей. «Сильные» слушатели оценивают проекты, как более простые. Как правило, слушатели МВА бывают недовольны легкими заданиями, если таковые случаются. На диаграмме виден больший, по сравнению с предыдущими, разброс оценок, что говорит о том, что небольшая часть (8%) бизнес-школ идет по пути снижения нагрузки на слушателей в отработке навыков самостоятельного применения полученных знаний.

- МШУ «Сколково» / Бизнес-школа УрФУ 8,8
- Бизнес-школа ИМИСП / ИБДА РАНХиГС 8,6
- ФМП МВА ИОН РАНХИГС 8,5
- ВШМ СПбГУ / ВШБ ГУУ 8,4
«Кухня» МВА-2022 глазами выпускников бизнес-школ (часть 2)
Сергей Мухин
MBA.SU