В последний день ноября «Экономическая газета» опубликовала результаты исследования Аналитического центра Школы бизнеса «Синергия» под названием «66% российских предпринимателей хотят получить бизнес-образование». Сообщается, что в исследовании приняло участие 1000 человек: владельцев бизнеса, руководителей высшего и среднего звена и наемных сотрудников.
ВАЖНО:
1. сколько из числа опрошенных было предпринимателей, на которых идет ссылка в большинстве ответов, в материале не уточняется
2. какие программы конкретно имеются в виду под «бизнес-образованием», фигурирующим в большинстве ответов, в материале не уточняется
Представленные данные опроса по темам:
1. Потребность в получении бизнес-образования. «66% российских предпринимателей испытывают потребность в получении бизнес-образования, 23% не видят в этом необходимости, а еще 11% не смогли определиться».
2. Заинтересованность в бизнес-образовании
- «руководители высшего звена больше заинтересованы в бизнес-образовании, чем владельцы бизнеса (79% и 71% соответственно)»
- «интерес рядовых наемных сотрудников к бизнес-образованию выше, чем у руководителей среднего звена»
3. Готовность тратиться на свое образование. «66% владельцев бизнеса, 70% руководителей высшего звена, 57% руководителей среднего звена и 45% наемных сотрудников».
4. Формат программ. «Очное образование окончательно уходит в прошлое: только 11% студентов [выходит, опрашиваемые являлись студентами ШБ «Синергия»? — прим. ред.] предпочитают полноценный оффлайн, 56% сочетают очное обучение и удаленку, а 43% предпринимателей комфортно получать знания полностью в онлайн-формате».
5. МВА. «Открытые программы (обучение в группе студентов из разных компаний) и классические MBA востребованы среди 29% и 28% процентов опрошенных соответственно».
6. Самый эффективный подход к бизнес-образованию. «40% опрошенных предпочитают peer-to-peer обучение (взаимное обучение, обмен опытом с другими студентами), 29% — cased-based подход, 18% — образование вокруг собственных проектных инициатив и всего 9% считают необходимым глубокое погружение в теорию».
7. Аккредитации бизнес-школы. «Мнения по этой теме разделились практически поровну: 46% предпринимателей не считают международную аккредитацию приоритетом, а для 39% она является одним из первых факторов, на которые они обращают внимание. Еще 15% не рассматривают получение MBA в школе без международной аккредитации».
Вопросы к результатам:
1. Судя по оговоркам в тексте, есть ощущение, что опрос проводился среди студентов Бизнес-школы «Синергия», а не среди людей без бизнес-образования. Если это так, то картина сильно меняется, т.к. аудитория опроса априори является лояльной.
2. «Более высокий интерес» наемных сотрудников к бизнес-образованию, по сравнению с руководителями среднего звена по п.2 не «бьется» с п. 3, где говорится, что доля готовых тратиться на бизнес-образование руководителей среднего звена выше на 12%. В чем тогда заключается «более высокий интерес» у наемных сотрудников?
3. С форматами обучения (очное, онлайн) имеем следующую картину. Если речь идёт о МВА, то в очных программах давно уже в ходу элементы дистанционного обучения и стопроцентный оффлайн найти трудно. Переходя к результатам опроса, имеем: 11% оффлайн + 56% формата blended («сочетают очное обучение и удаленку»), получим 67% опрошенных — за обучение, как с элементами очного, так и дистанционного. Иными словами, до ухода очного обучения «в прошлое» для МВА еще очень далеко.
Если же речь идёт не о МВА, а о краткосрочных программах, то онлайн-обучение могут предпочесть и 100 процентов тех, кого опрашивают, и ничего удивительного тут нет.
4. Искусственное разделение программ MBA на «открытые» и «классические», это одно и то же. Везде имеет место взаимное обучение, обмен опытом со студентами из других компаний. Может, стоит сумировать 29% и 28%?
5. Если 54 процента «предпринимателей» (или всех опрошенных, включая не-предпринимателей?) считают международную аккредитацию бизнес-школы важной, а для 46 процентов она всего лишь «не считается приоритетом» (не сказано, что аккредитация не важна, просто она не на первом месте), то никакого разделения мнения по вопросу аккредитации нет — она важна для большинства.
РЕЗЮМЕ:
Исследование, вероятно, полезное, поскольку оно привлекает внимание к бизнес-образованию, что уже хорошо. Но в материале «ЭГ» не представлено четкого разделения по категориям опрашиваемых и нет указаний, что понимается под термином «бизнес-образование» (спектр программ очень широк). Поэтому и результаты исследования сложно как-то конкретно интерпретировать. Кого опрашивали? О каких программах? Студентов и выпускников ШБ «Синергия»? Потенциальных слушателей программ бизнес-школ? Какова из них доля предпринимателей? и т.д.