Жесткая конкуренция и продолжающаяся пандемия вынудили бизнес-школы внести изменения в свои программы МВА, но удовлетворенность выпускников остается высокой.
Хотя первые программы MBA в мире были созданы в начале 1900-х годов, эта степень не была официально представлена ??в России до 1988 года. Сегодня на российском рынке насчитывается от 120 до 130 бизнес-школ или факультетов университетов, а отрасль сопровождается Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО).
За последние три десятилетия российский MBA претерпел существенные изменения. Особенно сильное влияние оказали четыре фактора:
Конкуренция. Многие из основных образовательных игроков сегодня — это корпоративные университеты, управляемые организациями из различных секторов экономики. К ним относятся такие финансовые институты, как Национальный банк, Сбербанк и группа ВТБ; энергетические компании Росатом, Газпром, Лукойл; интернет-компания Яндекс; и аэрокосмическая корпорация Роскосмос. По мере увеличения числа корпоративных игроков количество университетов, реализующих программы MBA, сократилось примерно на 15 процентов по сравнению с тем, что было десять лет назад.
Мошеннические программы. Уровень конкуренции усугубляется безудержным ростом предложений, имитирующих MBA. Менеджеры всех уровней, а также предприниматели завалены предложениями от «ведущих» псевдобизнес-школ, предлагающих дешевые и быстрые программы MBA.
Аккредитация. В течение последнего десятилетия российские бизнес-школы проявляли растущий интерес к прохождению различных глобальных аккредитаций, что требует от них соблюдения определенных стандартов качества. Действительно, ИБДА РАНХиГС под руководством Сергея Мясоедова стала первой российской школой, получившей аккредитацию AACSB, а ряд других российских бизнес-школ в настоящее время находится в процессе первоначальной аккредитации AACSB.
Коронавирус. Распространение пандемии вынудило школы по всему миру переключиться на предоставление услуг обучения с использованием виртуальных платформ. В то время как российские учебные заведения быстро совершили такой переход, администраторы школ знают, что онлайн-обучение не является панацеей и что многие руководители корпораций и правительств по-прежнему отдают предпочтение очному обучению и общению. Тем не менее, администрации школ считают, что виртуальное образование и смешанное обучение станут компонентами образования в российских бизнес-школах в будущем.
Чтобы отслеживать эти и другие изменения на российском рынке MBA и EMBA, MBA.Su, информационный и справочный портал бизнес-образования в России, проводит ежегодный опрос недавних выпускников. MBA.Su затем использует этот опрос в качестве основы для своего Народного рейтинга. Рейтинг, спонсируемый российскими деловыми СМИ, оценивает степень удовлетворенности выпускников программами MBA и EMBA по четырем показателям: рост дохода через два-четыре года после окончания учебы, карьерный рост, деловые связи, а также личностное и профессиональное развитие.
В последнем опросе MBA.Su, который проводился онлайн в период с февраля по май 2020 года, приняли участие 1260 выпускников MBA и EMBA, завершивших свои программы в период с 2016 по 2018 год. Они представляли 52 бизнес-школы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска и Владивостока. Вместе эти участники представляли около 96% национального рынка программ MBA и EMBA в России и дают очень четкое представление о текущем состоянии рынка.
Ценность MBA
Для самой большой группы респондентов — 61% — основным преимуществом степени MBA / EMBA является получение знаний и навыков, необходимых для достижения успеха на рабочем месте. (См. Рис. 1.) Другие важные преимущества включают карьерный рост (по мнению 13,7 процента респондентов), установление деловых связей (12,7 процента) и стимулирование роста доходов (7,5 процента).
В ходе последнего опроса многие респонденты также поделились своими мыслями о том, как степень MBA повлияла на их жизнь и карьеру. Например, один выпускник отмечает, что все преимущества постепенно объединяются — сначала знания о бизнесе, затем деловые связи, а затем карьерный рост. «Затем я открыл собственную компанию как индивидуальный предприниматель, [что] в конечном итоге привело к увеличению доходов».
Рисунок 1. Основные результаты обучения MBA

По мнению недавних выпускников российских бизнес-школ, преимущество № 1 в получении степени MBA — это получение знаний и навыков для выполнения своей работы.
Другой описывает, как программа привела к повышению эффективности и знаний. «Сейчас в бизнесе нет проблем, которые я не знаю, как решить. Я всегда могу найти собственное решение (и это возможно благодаря развитым навыкам критического мышления) ».
Другие респонденты выражают свою признательность за выход на новый уровень самореализации, за помощь в открытии собственного дела, за расширение и последовательность своего мышления и за развитие чувства драйва.
Увеличение доходов
Несмотря на то, что относительно небольшое количество участников называют рост доходов основным преимуществом своего опыта MBA, эта цифра все же представляет собой 25-процентный скачок по сравнению с предыдущим опросом. И во всем мире люди исторически ссылаются на более высокие доходы в качестве важной причины, по которой они решают получить ученую степень.
В настоящее время для большинства студентов, окончивших российские школы со степенью MBA / EMBA, средний рост доходов составляет 30 процентов. Однако растет разрыв между выпускниками, имеющими средний уровень роста, и теми, кто имеет высокий уровень. Одной из причин этого разрыва может быть качество и стоимость программ, которые посещают студенты. Например, если выпускники получают степень МВА в Московской школе управления «Сколково» — самой дорогой программе MBA на российском рынке по цене около 95 000 евро (115 000 долларов США), — они могут рассчитывать на рост доходов в несколько раз выше, чем у выпускников, чья программа MBA стоила 2200 евро (2663 доллара США).
Даже в этом случае 29 процентов респондентов говорят, что их доходы выросли на 20 процентов, а более половины респондентов отметили даже более высокий рост. (См. Рис. 2.) Только 18 процентов говорят, что их заработок не изменился в результате получения степени МВА.
Рисунок 2. Динамика доходов после окончания бизнес-школы

Подавляющее большинство выпускников российских бизнес-школ видят рост доходов не менее чем на 20 процентов после получения степени MBA или EMBA.
Несмотря на различия, 91% недавних выпускников говорит, что они довольны ростом своих доходов. Наименьшее удовлетворение получили руководители среднего звена, которым не удалось улучшить свою карьеру после получения степени МВА. (См. Таблицу 1.) Одно из вероятных объяснений этой неудачи состоит в том, что они не были достаточно готовы к получению степени MBA при поступлении, и поэтому не воспользовались всеми ее преимуществами. Однако они, скорее всего, могли воспользоваться другими преимуществами обучения, такими как связи с другими выпускниками и доступ к возможности обучения на протяжении всей жизни, таким как executive education и курсы повышения квалификации.
Таблица 1. Удовлетворенность ростом дохода после обучения на МВА/EMBA
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОХОДА | ЛИНЕЙНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ | МЕНЕДЖЕРЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА | МЕНЕДЖЕРЫ ВЫСШЕГО ЗВЕНА | ВЛАДЕЛЬЦЫ БИЗНЕСА |
Отлично | 20% | 52% | 58% | 65% |
Хорошо | 33% | 29% | 30% | 23% |
Удовлетворительно | 13% | 12% | 7% | 5% |
Неудовлетворительно | 34% | 7% | 5% | 7% |
Респонденты оценивают свою удовлетворенность ростом доходов, достигнутого после получения степени MBA / EMBA.
Дополнительные преимущества
Респонденты опроса, получившие степени MBA в течение последних нескольких лет, также в целом довольны преимуществами, которые они получили в других сферах:
Карьерный рост. Восемьдесят восемь процентов говорят, что довольны своим карьерным ростом. Из них 47 процентов оценивают свой рост как отличный, 30 процентов как хороший и 11 процентов как удовлетворительный.
В значительной степени эту удовлетвореннность можно объяснить количеством выпускников, которые перешли на более высокие карьерные позиции, от линейных менеджеров или менеджеров среднего звена к топ-менеджерам или владельцам бизнеса. От 60 до 90 процентов выпускников этих двух категорий улучшили свои карьерные возможности, а большинство из них также увеличили свои доходы. Восемнадцать процентов старших менеджеров говорят, что они открыли собственный бизнес после окончания учебы. Кроме того, большинство респондентов, которые все еще находятся на прежней должности, увеличили свой доход после окончания учебы.
Деловые и профессиональные связи. Респонденты сообщают, что их деловые связи представляют собой долгосрочный ресурс, который, как они ожидают, предоставит им новые возможности карьерного роста, деловые перспективы и возможности развития бизнеса. Восемьдесят пять процентов выпускников считают эти связи отличными, еще 8 процентов оценивают их как удовлетворительные.
Личностное и профессиональное развитие. Практически все респонденты — 98% — удовлетворены им, а 89% очень довольны. И поскольку обучение на протяжении всей жизни становится отличительной чертой бизнес-образования, это преимущество приобретает еще большее значение. Выпускники, удовлетворенные своим образованием, с большей вероятностью вернутся в бизнес-школы в течение своей карьеры, поскольку они стремятся к разнообразным улучшениям в межличностных отношениях и в управлении.
Долгосрочные преимущества
Как показывает опрос, степени MBA и EMBA приносят своим выпускникам серьезные и долгосрочные преимущества. Учащиеся приобретают компетенции, необходимые для достижения успеха, одновременно развивая связи и используя возможности обучения на протяжении всей жизни, которые позволят им подняться по служебной лестнице или управлять собственным бизнесом. Такие возможности включают международные учебные программы, созданные их школами совместно с учреждениями-партнерами.
Результаты исследования MBA.Su подтверждают, насколько высшее бизнес-образование улучшает карьеру у тех, кто имеет дипломы МВА. Точно так же эти преимущества дают больше, чем просто улучшение положения российских специалистов на все более конкурентном мировом рынке. Они также повышают уровень качества бизнеса во всей стране.
Тимоти Mescon , Юрий Тазов
AACSB.EDU