Сергей Пятенко, партнер аудиторской компании ФБК,
генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК
Однажды я предложил двум десяткам коллег, много лет работающим в сфере образования, эксперимент: написать «втемную» названия трех вузов, которые дают лучшее в стране экономическое образование. В списке оказалось несколько вузов — профессионалы хорошо знают свою сферу. Но в случае бизнес-школ названий было бы несколько десятков — репутация этих учебных заведений пока в стадии формирования.
Работодатели почти не понимают, чем бизнес-школы отличаются друг от друга. В целом это нормально: российскому бизнес-образованию около 20 лет, а экономическому значительно больше. В то же время у компаний уже есть претензии к бизнес-школам и к их главной «продукции» — выпускникам MBA. Так, по мнению работодателей, люди не умеют работать в условиях постоянной перегрузки. Это, конечно, общий недостаток нашей рабочей силы, но и бизнес-школы, наверное, могли бы более акцентированно учить работать в условиях постоянной многолетней перегрузки. Например, по формуле -«8-2-70» работают во всех быстро развивающихся отраслях и странах. То есть восьмичасовой рабочий день — с восьми утра до восьми вечера, два выходных — один зимой, другой летом, остальное в отгулы, отгулы к пенсии, а на пенсию в 70 лет. Другая проблема — слабо развиты командные и коммуникативные навыки.
Возможно, их тоже стоит формировать более целенаправленно, например, ставить одну задачу на 20 человек, и люди должны получить одну оценку.
Еще проблема — выпускники не всегда адекватно представляют реальность. Есть фантастический рассказ: человек попал в прошлое, там идет сражение. Чтобы не прибили, нужно совершить что-то полезное. Герой знает, что хорошо бы иметь пулемет и авиацию, но что он может сделать, когда есть только лук и стрелы? Аналогично знания о методах управления немецкими бюргерами и французскими профессорами бесполезны для менеджера, который руководит рабочей силой среднерусского машиностроительного завода.
Зачастую полезные знания и навыки можно получить на двух-пятидневных семинарах — это достойная альтернатива долгосрочному дорогостоящему обучению <нет слов ! — прим.ред.>. И одна из причин, по которой скоро может начаться стратификация бизнес-школ. Одни (штук 50) будут эволюционировать в «ПТУ для менеджеров». Их задача — особо не вдаваясь в теорию, дать менеджерам инструменты управления. Как руководить проектами, аккуратно дрессировать персонал и т. п. Другие школы (не более двух-трех) будут готовить мыслителей от бизнеса, способных масштабно думать и видеть «за горизонт». Остальные потребности в обучении закроет краткосрочное бизнес-образование.
(журнал «Секрет фирмы», 1 сентября 2014 г.)
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
1. Автор говорит о том, что «у компаний уже есть претензии к бизнес-школам и к их выпускникам». Какие есть основания для такого утверждения? Если были опросы, то какие и когда?
2. В статье утверждается, что выпускники MBA» не умеют работать в условиях постоянной перегрузки». Автор считает, что на MBA учатся люди, которые в бизнесе не работают и ВПЕРВЫЕ начитают работать только после окончания бизнес-школы?
3. Автор утверждает, что «выпускники не всегда адекватно представляют реальность». Каковы основания для такого утверждения? Опросы? Тестирования? Какая категория менеджеров, по мнению автора, всегда «адекватно представляет реальность»?