На ближайшие годы эксперты предсказывают рынку делового образования уверенный рост, который по ряду сегментов, в том числе в сфере МВА и краткосрочных тренингов, будет даже опережать темпы роста доходов населения (именно с этим показателем нередко коррелирует динамика спроса на образовательные услуги).
Согласно прогнозу агентства “Качалов и Коллеги” отечественный рынок бизнес-образования, включая услуги тренинговых компаний, краткосрочные и среднесрочные программы, корпоративные программы и открытые программы МВА, по итогам 2006 года должен вырасти на 15%, в 2007-м — на 30% и в 2008-м — на 33%.
Специалисты Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства прогнозируют, что в 2006 году объем рынка МВА составит $54 млн, в 2007-м — $70 млн, в 2008-м — $93 млн.
В ходе эксперимента по апробации программ МВА в отечественных образовательных учреждениях, проводившегося Минобразования России в 1999-2003 гг., за три первые года эксперимента на программы МВА было зачислено 8300 человек, которые полностью завершили обучение к середине 2004 года. При этом, согласно данным, собранным исследователями из ВШМБ, в 2003-м дипломы МВА получили 2733 человека, а 5600 — продолжали учиться.
В 2004-м выпускников МВА было 3225 человек, а в 2005-м — 3805. Прогнозы роста рынка во многом опираются на достаточно высокие карьерные ожидания, которые потенциальные слушатели связывают с обучением в бизнес-школах.
Как показал опрос, проведенный компанией Begin.ru в рамках проходившей в Петербурге и Москве выставки Executive MBA, 65% опрошенных приняли решение поступать на программу MBA “для развития карьеры”, 42% надеются на увеличение дохода после получения степени МВА, 36% стремятся приобрести в ходе обучения полезные связи и 31% желает систематизировать свои знания в той или иной области.
64% респондентов заявили о том, что планируют обучаться по программам общего и стратегического менеджмента, 30% — интересуются программами с более узкой специализацией и только 6% — программами с отраслевой специализацией.
Лишь треть опрошенных изъявила желание обучаться со своими коллегами, занимающими аналогичные должности в других компаниях, большинство же (64%) уверены, что “чем разнообразнее состав слушателей, тем лучше”. 68% хотят, чтобы обучение проходило на русском языке, чуть меньше (63%) — предпочитают английский.
62% респондентов считают, что наличие бизнес-степени МВА, безусловно, влияет на развитие карьеры в России, еще 32% не так уверены, но склоняются к этой точке зрения. Таким образом, неудивительно, что 58% надеются на повышение в должности после получения степени МВА, и лишь 16% планируют остаться на той же позиции.
Кроме того, почти половина опрошенных (46%) выразили надежду, что после получения МВА их заработная плата вырастет на 25-50%. 17% оказались более скептичны в этом отношении: они посчитали возможным увеличение личного дохода не более чем на 25%. При этом половина опрошенных рассчитывают заплатить за обучение по программам Executive MBA не больше $7000.
Еще 21% готовы потратить от $7 тыс. до $10 тыс.
Согласно результатам исследования Begin.ru, самым популярным источником сведений о программах MBA остается Интернет, его отметили 73% респондентов. 47% используют профильные выставки, 47% — рассказы родственников и знакомых, 36% — журналы и 34% — газеты. Справочники, как оказалось, используются меньше всего, их отметил 21% опрошенных.
Самым доступным источником информации о программах МВА подавляющее большинство опрошенных (84%) также признали Интернет. Кроме того, часто называли традиционные СМИ: газеты (28%) и журналы (23%). Преобладает же желание во всем убеждаться самим, материалы электронных и печатных СМИ используются лишь для первичного сбора информации.
Юрий СЕРГЕЕВ
«Экономика и Время» (Санкт-Петербург)