Кризис — лучшее время, чтобы переосмыслить и оптимизировать то, что делалось на скорую руку в период стабильности. Очевидно, что стратегии для растущего и для падающего рынка отличаются. На растущем главная задача — захватить долю рынка, отодвинуть конкурентов, как правило, в ущерб операционной эффективности. На падающем рынке компания должна сфокусироваться не на внешнем, а на внутреннем, начать заниматься нормированием труда, времени и расходных материалов. Такое смещение фокуса сейчас произошло почти у всех. Если говорить о более глобальной смене стратегии, пока многие компании только выжидают и накапливают информацию. Тем не менее есть несколько вариантов, которые уже применяются.
Особенность нового кризиса в том, что он затронул только российский рынок. Западные рынки остаются такими же емкими, какими были и до снижения нефтяных цен. А снижение курса рубля экспортерам на руку. Поэтому для компаний, которые в добавленной стоимости имеют высокую российскую составляющую, но работают по западной технологии, выход на западные рынки — логичный шаг. На западные рынки уже переориентировались некоторые производители товаров для дома, а также компании, выпускающие алкогольную продукцию и питьевую воду.
Вторая стратегия — …читать полностью