По словам участников встречи, сегодня можно говорить о создании в УрФО школы стратегического планирования, в которую вошли ведущие консалтинговые фирмы, представители вузов, руководители предприятий округа, способные помочь бизнесу определить верный курс к стабильности и процветанию.
Как рассказал «РГ» советник председателя заксобрания Челябинской области, член Общественной палаты Челябинской области Борис Мизрахи, стратегическое планирование во всех сферах деятельности начинает носить массовый, даже тотальный характер и это не есть плохо:
— На Южном Урале реализуется обновленная стратегия-2020, сейчас запущен процесс создания аналогичных документов на уровне муниципальных образований. Однако, нужно учитывать, что построение планов эффективного развития в городах невозможно без учета стратегий конкретных предприятий, которым сегодня уделяется большое внимание. И речь идет уже не о создании перспективных планов развития бизнеса, а о действенных механизмах их реализации.
Независимо от сферы деятельности компаний, их штатного расписания и объема оборотных средств, стратегические планы всецело охватили предпринимательскую сферу. Так, по мнению владелицы сети частных детских садов, планирующей расширение бизнеса, без грамотно выстроенной стратегии на современном рынке товаров и услуг попросту не выжить, четкий план действий нужен в любом предпринимательском проекте, тем более социально ориентированном.
В свою очередь для банковского сектора экономики необходимость принятия грамотной стратегии давно перестала быть дискуссионной темой. Особое внимание руководители кредитно-финансовых учреждений сегодня уделяется взаимодействию с сотрудниками, активному вовлечению их в процесс реализации совместных планов, в этой части наиболее действенными являются механизмы создания корпоративной культуры и этики.
— В процессе воплощения стратегии компании штатные корректировки неизбежны: той же кузней новый продукт никогда не создать, — считает руководитель программы MBA профессор Александр Сазанович. — Для успешной реализации любой стратегии необходимо абсолютное знание фактического положения дел, достаточный ресурс и действенная методология. При этом, чем более сложные задачи приходится решать, тем и инструменты должны быть более сложными и современными, к сожалению, многие сегодня этого не осознают.
По мнению специалистов, важно заранее подготовить в компании ту инфраструктуру, на основе которой кардинальные изменения произойдут. «Механизмы реализации стратегий очень схожи как на уровне региона, так и в отдельно взятой компании. В их основе, прежде всего, управленческая воля, способность поставить долгосрочную цель, сегментировать ее на конкретные задачи и организовать должный контроль. Сегодня стратегии действуют как на уровне коммерческих предприятий, так и в муниципальных образованиях, области, округе, стране — это так называемый эффект «матрешки»: без грамотного планирования на самом низшем уровне говорить о перспективах успешного развития территории в целом бессмысленно», — уверены владельцы бизнеса.
Арина Мироненкова, «Российская газета» 23 апреля 2014