Цель и задачи исследования
Целью исследования является анализ спроса на бизнес-образование в условиях международного экономического кризиса.
Задачи исследования
Исходные данные и методика исследования
Для проведения исследования было опрошено 500 специалистов, менеджеров высшего и среднего звена, выбиравших программы бизнес- образования осенью 2008 года. Для выявления основных тенденций изменения спроса на бизнес-образование компанией Begin Group проведены экспертные интервью с 5 руководителями зарубежных бизнес-школ и 5 руководителями российских бизнес-школ.
Характеристика участников исследования
В исследовании приняли участие 4,5% владельцев компаний, 40,9% менеджеров высшего звена, 34,7% менеджеров среднего звена, 18,2% специалистов, 1,7% временно безработных.
Респонденты, принявшие участие в исследовании, работают в сфере производства (16,8%), финансов и банковского дела (14,8%), услуг (14,8%), 11,4% — в строительстве и недвижимости, 11,4% — в сфере консалтинга и аудита, в IT и телекоммуникациях — 10,7%, 9,4% — в торговле и ритейле, 3,4% — в фармацевтике, 7,3% — в других сферах.
Опрошенные компании являются предприятиями среднего и крупного бизнеса, большинство участников исследования (58%) работают в компаниях численностью менее 200 человек.
Изменение спроса на бизнес-образование в условиях экономического кризиса
10,6% участников исследования уже реализовали свое желание и получают в настоящее время бизнес-образование, 57,4% — не получают, но планируют обучаться на программах МВА, 32% — не получают бизнес-образование и не планируют получение степени.
Характеристика респондентов, получающих бизнес-образование в настоящее время
При анализе предпочтительных программ, на которых обучаются участники исследования, были учтены следующие показатели:
Формы обучения, на которых участники исследования получают бизнес-образование
Большинство участников исследования (58,3%) получают степень МВА на parttime программах. Это в первую очередь обусловлено тем, что они преимущественно получают бизнес-образование в России. Популярность программ рart-time MBA объясняется тем, что слушатели могут совмещать обучение и работу, так как занятия на этих программах проходят в вечернее время либо в выходные.
Высокий процент участников исследования обучаются на модульной форме обучения (29,2%), обучаясь на которой, слушатель также может получать степень МВА без прерывания работы. 8,3% участников исследования обучаются на программах Executive MBA, 4,2% — на программах full-time.
Где участники исследования получают бизнес-образование
Большинство участников исследования обучаются на программах МВА в России (79,2%), 12,5% — на программах МВА за рубежом, 8,3% — на совместных программах МВА российской и зарубежной бизнес-школы.
Специализации, на которых обучаются участники исследования
Наиболее предпочтительными программами для участников исследования являются программы общего и стратегического менеджмента (71,5%), на программах с финансовой специализацией обучается 14,3% участников исследования, на программах со специализацией IT и телекоммуникации — 9,5%, 4,7% — на программах с другими специализациями.
Источники средств для оплаты обучения на программах МВА участниками исследования
70,8% респондентов оплачивают свое обучение самостоятельно, 20,8% — полностью за счет компании, 4,2% — компания частично оплачивает обучение. 4,2% слушателей программ МВА используют образовательный кредит для оплаты обучения, несмотря на то что система образовательного кредитования в России еще только начинает развиваться; все участники исследования, оплачивающие свое обучение в кредит, получают степень МВА в России.
По утверждению участников исследования, которые оплачивают свое обучение за счет компании, финансовый кризис никак не отразился на сумме, доле финансирования бизнес-образования со стороны компаний. Однако нужно отметить, что бюджет на обучение был спланирован задолго до острой фазы кризиса.
Характеристика респондентов, планирующих получение бизнес- образования
При анализе предпочтительных программ, на которых планируют обучаются участники исследования, были учтены следующие показатели:
Запланированная дата начала обучения
52,5% респондентов планируют начать получение бизнес-образования в 2009 году, 9,9% — весной 2010 года, 5% — осенью 2010 года, 26,7% — позже 2010 года, 5,9% — еще не определились. Таким образом, большинство участников исследования планируют получать бизнес-образование в ближайшие два года, несмотря на достаточно неопределенную экономическую ситуацию.
Влияние экономического кризиса на желание получать бизнес- образование
70,4% участников исследования отметили, что экономический кризис никак не повлиял на их желание получать степень МВА. 19,4% респондентов в ближайшее время точно не будут обучаться на программах бизнес- образования, считают, что следует подождать более стабильного периода. Достаточно высокий процент респондентов (10,2%) окончательно решили получать бизнес-образование, считая период экономической нестабильности удачным временем для обучения на программах МВА.
Предпочтительная форма получения бизнес-образования
Наиболее предпочтительной формой получения бизнес-образования для участников исследования является рart-time MBA (39,2%), Executive MBA (26,8%), что можно объяснить желанием респондентов совмещать получение степени МВА и работы. Большое количество респондентов (15,5%) планируют обучаться на full-time-программах. Все участники исследования, желающие обучаться на программах full-time MBA, планируют получать степень МВА за рубежом (85,7%) либо на совместных программах российской и зарубежной бизнес-школы (14,3%). 7,2% респондентов планируют получать степень МВА дистанционно, 7,2% предпочитают модульный формат программ бизнес- образования, 4,1% еще не определились с выбором формы обучения.
Где участники исследования планируют получать бизнес-образование
Наиболее предпочтительными программами для участников исследования являются совместные программы МВА российской и зарубежной бизнес-школы (44,4%), 33,9% планируют получать степень МВА за рубежом, 17,7% — на собственно российских программах. 4% участников исследования еще не определились в выборе место получения бизнес-образования.
Предпочтительные специализации получения бизнес-образования
Наиболее предпочтительными программами для участников исследования являются программы общего и стратегического менеджмента (56,6%), программы с финансовой специализацией интересуют 18% респондентов, с маркетинговой специализацией — 13,3%, управление персоналом — 4,8%, IT и телекоммуникации — 2,5%, отраслевой специализации — 2,4%, программы других специализаций — 2,4%.
Характеристика респондентов, не планирующих получение бизнес-образования
Из 500 респондентов, выбиравших программы бизнес-образования осенью 2008 года, 32% не получают и не планируют получать степень МВА. Одним из факторов, повлиявших на желание получать бизнес-образование, является экономический кризис. Однако экономическая нестабильность не является определяющим фактором для отказа от получения степени МВА. Так, 66,7% участников исследования отметили, что экономический кризис не является основной причиной отказа от получения бизнес-образования, 33,3% считают, что для обучения по программам МВА лучше подождать более стабильного периода.
Преимущества получения бизнес-образования в период экономической нестабильности
Значимость степени МВА при устройстве на работу
53,3% участников исследования отметили, что в настоящее время большое количество компаний обращают внимание на наличие степени МВА при приеме на работу. 42,9% респондентов считают, что степень МВА в первую очередь необходима для решения бизнес-задач, получения полезных навыков, она является дополнительным преимуществом, но не определяющим фактором при устройстве на новую работу. 1,6% участников исследования отметили, что благодаря обучению в бизнес-школе выпускники заводят полезные связи, что помогает при устройстве на новую работу, 2,2% респондентов считают, что однозначно оценить значимость степени МВА при устройстве на работу нельзя.
Целесообразность получения бизнес-образования в период экономической нестабильности
Большинство участников исследования (73,3%) согласны с утверждением, что качественное образование обеспечит в дальнейшем хорошую работу, поэтому период экономической нестабильности, во время которого сложно найти работу, особенно хорош для получения образования. 17,8% не согласны с этим утверждением, 8,9% респондентов считают, что нельзя однозначно говорить о целесообразности получения бизнес-образования во время кризиса.
Влияние экономического кризиса на изменение доходов участников исследования
У большинства респондентов (68,2%) уровень доходов не изменился, у 27,8% — уменьшился, 4% — увеличился. Несмотря на уменьшение дохода, больше половины (51,1%) участников исследования, доход которых снизился, получают или планируют получать бизнес-образование, 48,9% — отказались от обучения по программе МВА в ближайшее время.
Begin Group