❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ МВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
❸ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
XIII Народный рейтинг бизнес-школ России - 2022 (MBA.SU)
"Ведомости Санкт-Петербург", 7 сентября 2022 г.
По теме эффективности программы Master of Business Administration (МВА) для успешного ведения бизнеса в России сломано много копий. Во времена экономических и политических пертурбаций всегда обострялась дискуссия о полезности/ неполезности МВА. И хотя профессионалами отечественного рынка бизнес-образования и успешными выпускниками бизнес-школ уже приведено много веских доказательств в поддержку МВА, хор голосов, «не читавших Пастернака, но осуждающих его», в отношении МВА достаточно громок.
Информационно-справочный портал по МВА - «МВА в Москве и России» (MBA.SU), начиная с 2010 года, при поддержке ведущих российских СМИ, предлагает слушать тех, кто знает про МВА не понаслышке, а на собственном опыте - выпускников МВА и EMBA. Народный рейтинг бизнес-школ, созданный MBA.SU и основанный на результатах ежегодных опросов выпускников программ MBA/Executive MBA, позволяет с высокой степенью достоверности оценить удовлетворенность обучением.
Опрос 2022 года, как и предыдущие, проводился способом краудфайндинга, при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО); к участию в нём приглашались выпускники всех бизнес-школ, осуществляющих наборы на программы МВА и EMBA. В бизнес-образовании принято оценивать результат обучения на МВА (доход и карьера) минимум через два года после окончания бизнес-школы, поэтому были опрошены выпускники, завершившие свои программы в период с 2018 по 2020 год.
Рейтинг оценивает степень удовлетворенности выпускников программами MBA и EMBA по четырем показателям: рост дохода, карьерный рост, деловые связи, а также - личностное и профессиональное развитие.
В опросе MBA.SU приняли участие 1400 выпускников MBA и EMBA. Выпускники представляли 44 бизнес-школы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока. Вместе эти участники представляли не менее 96 процентов текущего национального рынка программ MBA и EMBA в России, что даёт полное представление о текущем состоянии рынка.
Из них владельцы бизнеса составили 17%, топ-менеджеры - 32%, менеджеры среднего звена -36%, линейные менеджеры и специалисты - 14%, прочие- 1%.
В мире принято считать главной ценностью МВА два связанных между собой параметра: рост дохода и карьерный рост, притом, что первый из них является основным. Рост дохода учитывается всеми мировыми рейтингами бизнес-школ, и это главное, ради чего люди идут на МВА.
По данным MBA.SU, доходы менеджеров среднего звена после МВА в среднем выросли на 74%, менеджеров высшего звена -на 64%, владельцев бизнеса -на107%. Даже случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода в среднем, на 30-40%.
Помимо вышеприведенных показателей, мы попросили выпускников оценить эффективность своего обучения на МВА, исходя из соотношения потраченного времени и денег к полученному результату.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ | ДОЛЯ ВЫПУСКНИКОВ МВА/EMBA |
отлично (существенно превосходит ожидания) | 49% |
отлично (превосходит ожидания) | 19% |
отлично | 17% |
хорошо | 9% |
удовлетворительно | 4% |
неудовлетворительно | 2% |
Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.
Методика
Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:
1. Рост дохода в течение 2-4 лет после окончания обучения
2. Карьерный рост после получения МВА
3. Уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе за время обучения
4. Уровень личного и профессионального развития, полученного в бизнес-школе.
Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы) были приняты следующими:
- рост дохода и карьерный рост - 1,0
- личное и профессиональное развитие - 0,67
- деловые связи - 0,33
Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-школы, и последующего влияния критерия на результат от обучения.
Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:
Σ = ( R+C)/n + (P/n)*0,67 + (B/n)*0,33
где:
R - сумма оценок роста дохода
С - сумма оценок карьерного роста
P - сумма оценок личного и профессионального развития
В - сумма оценок деловых связей
n - количество анкет.