Тренд 1. Снижение возраста поступающих на МВА.
Бизнес-школы испытывают давление со стороны недавних выпускников ВУЗов, желающих получить бизнес-образование и обладающих минимальным профессиональным опытом. Резоны здесь есть: учиться лучше в более молодом возрасте, когда студенты открыты новому, лучше проявляется творчество, восприимчивость к знаниям, они не обременены ни семьей, ни негативным опытом. В США, например, уже значительное число университетов принимает на программу МВА людей с 2-летним опытом работы. Компаниям также дешевле набирать более молодых специалистов со степенью МВА и потом «доводить до кондиции», чем работать с более взрослыми кандидатами.
Женщины, которых в школах бизнеса становится все больше, также вносят вклад в снижение среднего возраста студентов МВА. Многие молодые женщины стремятся сначала получить образование и профессиональный статус, чтобы впоследствии сконцентрироваться на семье.
Тренд 2. Рост числа программ МВА с международной составляющей
С одной стороны, к этому подталкивают бизнес-школы растущая глобализация и интересы бизнеса слушателей. С другой стороны — необходимость интеграции в международное образовательное сообщество и выполнения требований престижных западных аккредитующих ассоциаций. Как минимум, сейчас хорошая программа МВА/ЕМВА включает одну или две недельные стажировки в партнерские университеты Европы, США, Китая. Максимум — участие школы в составе международных консорциумов школ бизнеса и признание российской программы западным учебным заведением с выдачей диплома (например, London Metropolitan University — МИРБИС)
Тренд 3. Сокращение продолжительности обучения на программе МВА.
Согласно западным опросам, около 82% слушателей высказываются в пользу более коротких программ MBA продолжительностью 12-15 мес. Такие программы становятся все более привлекательными, особенно среди более взрослых слушателей, которые все меньше, чем раньше готовы потратить на учебу два года. Бизнес-школы все больше концентрируются на организации коллективной аналитической работы слушателей, оставляя проработку основ дисциплин на самостоятельную работу.
Тренд 4. Рост on—line обучения
Развитие электронных обучающих систем позволило удешевить стоимость программ и дополнить их онлайн-составляющей. Крупнейшие западные университеты и школы бизнеса уже выкладывают в интернет свои курсы бесплатно или за минимальную цену. Виртуальный учебный класс, в котором слушатели получают и сдают выполненные задания, общаются между собой и получают консультации преподавателей, есть у каждой солидной российской школы бизнеса.
Слушатели программ с элементами дистанционного обучения больше прорабатывают учебного материала самостоятельно и более мотивированы к обучению (например, опыт ЛИНК).
Тренд 5. Активные разработки новых программ на базе классической МВА.
Снятие государственного контроля за содержанием программ МВА активизировало разработки новых программ МВА. На первых порах, рынок пошел по пути использования базовой программы МВА в сочетании с другими программами (МВА+Магистратура, ЕМВА+магистратура). Кроме того, происходит насыщение программ МВА активными (игровыми) формами проведения занятий, углубление индивидуального подхода в обучении, развития личностных и профессиональных качеств слушателя, интеграция междисциплинарных навыков для достижения большей креативности слушателей, повышения внимания к обучению предпринимательству.
Юрий Тазов, проректор Бизнес-университета МИРБИС
MBA.SU