Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


31.03.2021 / Сергей Мордовин, президент ИМИСП
Источник: ИМИСП

30 лет РАБО. Взгляд из Северной столицы

30 лет РАБО. Взгляд из Северной столицы

Сергей Кириллович Мордовин, президент Бизнес-школы ИМИСП (Санкт-Петербург)

Более тридцати лет тому назад, в последние годы существования СССР, появились первые отечественные т.н. «школы бизнеса». Мало кто понимал тогда суть управленческой подготовки, и каждый из отечественных первопроходцев пытался предложить свое понимание бизнес-образования и найти свое уникальное место в возникавшей новой отрасли. Когда я весной 1988 года обратился к ректору Ленинградского государственного университета С. П. Меркурьеву с предложением создать при университете школу бизнеса, Станислав Петрович задал два «простеньких» вопроса: Кому это нужно? (В современных терминах это означает: кто является заинтересованными группами - стейкхолдерами?) Зачем им это нужно? (Миссия, цели, задачи?)

В то же время Коммерческий университет Bocconi - ведущее учреждение Италии по подготовке менеджеров - искал пути для выхода на российский рынок. Наши интересы совпали - начались переговоры о партнерстве, в которых активную позицию занял ректор университета, Станислав Меркурьев. В итоге было решено, что новая образовательная структура будет создана в форме совместного предприятия нашего университета и Bocconi. При этом Меркурьев сказал: «Чем дальше ваш институт будет держаться от ЛГУ, тем лучше. И чтобы духу ни одного университетского преподавателя у вас не было!» Он был умницей, прекрасно просчитывал ситуацию. Полагал, что нельзя портить новое начинание советскими заблуждениями или ложно понимаемым академизмом. Чувствовал: очень многие «чины» в ЛГУ будут настроены против создаваемой бизнес-школы. Он хотел, чтобы институт, призванный учить менеджеров, начинал работу, по сути, с нуля.

Коммерческий университет Луиджи Боккони, который фактически именно с нуля и поставил нашу школу. Наши партнеры, которые к тому времени уже имели 15-летний опыт работы в бизнес-образовании в рамках бизнес-школы, помогли нам во всем: от отбора и обучения за рубежом наших преподавателей - молодых ребят - до постановки управленческого и бухгалтерского учета. То есть с самого начала все было поставлено правильно. Конечно, со временем мы стали в значительной степени отличаться от западных бизнес-школ, потому что в России своя специфика. Мы фактически «сняли с крючка» наших партнеров. У них на то время уже велись продвинутые переговоры с Академией народного хозяйства. За два часа переговоров, благодаря своему личному обаянию, интеллекту, Станислав Петрович развернул Университет Боккони от Москвы к Санкт-Петербургу. Сейчас итальянцы говорят, что это было скорее эмоциональное решение, ведь понятно, что центр финансовый и экономический был в Москве. Но они вложились материально и интеллектуально в нас. Так мы и создали ИМИСП (тогда - ЛИМИ). Для чего? Интересно. В первую очередь, было интересно.

Полагаю, что именно  интерес и вызов были главными мотивами и у других бизнес-школ, возникших в конце 80-х начале 90-х прошлого века. Полтора десятка энтузиастов в разных уголках СССР создали первые отечественные бизнес-школы. Александр Баринов - в Калининграде, Асылбек Кожахметов - в Алма-Ате, Александр Янчевский - в Ленинграде, Александр Егоршин - в Горьком... Разумеется, странно было бы не упомянуть в этом ряду выдающихся московских деятелей советского/российского бизнес-образования Евенко Леонида Ивановича, Буренина Владимира Арсеньевича, Мануковского Андрея Борисовича...

Нас очень многое объединяло в те годы: все мы были идеалистами-рыночниками, единомышленниками, отвергавшими любое вмешательство государство в частное предпринимательство. Каждый считал, что бизнес-образование занимается подготовкой к управлению развитием исключительно взрослых состоявшихся практиков. Полное отторжение у каждого вызывал т.н. академический подход в бизнес-образовании. Понятно, что эта небольшая «могучая кучка» энтузиастов не могла вызывать положительных чувств у власть придержавших... Сложностей и проблем было много и известная мысль «Возьмёмся за руки, друзья, что б не пропасть по одиночке» достаточно быстро материализовалась в создании ассоциации РАШБ (Российская Ассоциация Школ Бизнеса, нынче РАБО). В рамках этого уникального сообщества активно происходил открытый обмен мнениями, идеями, опытом, находками. Мы были реально всегда готовы оказать друг другу реальную помощь и поддержку. Да и естественная конкуренция между нами была добросовестной и честной. Полагаю, что без Ассоциации, ее поддержки большинство первых отечественных бизнес-школ не просуществовали бы и трех-пяти лет.

Естественно, что за прошедшие тридцать лет РАБО существенно поменялось, как и вся наша жизнь. Сместились приоритеты, акценты, состав участников... Но и сегодня Российская ассоциация бизнес-образования пытается играть роль некого независимого координатора процессов, происходящих в области российского бизнес-образования. Надо отчетливо представлять, что РАБО - это добровольное собрание профессионалов, искренне болеющих за высокое качество подготовки представителей отечественного бизнеса. Наверное, именно поэтому нам удается на протяжении длительного периода времени быть притягательными для самых различных структур, вовлеченных в российское бизнес-образование: от крупнейших университетов и признанных бизнес-школ до небольших консалтинговых компаний, занимающихся прикладными тренингами. Благодаря такому широкому представительству РАБО является единственной признанной ассоциацией, представляющей интересы российского бизнес-образования, как в ведущих зарубежных ассоциациях развития менеджмента, так и в российских властных структурах.

Зная ситуацию в РАБО изнутри, должен признаться, что без Российской ассоциации бизнес-образования большинство отечественных школ бизнеса и бизнес-образование в целом отстали бы лет на пять-семь в своем развитии по сравнению с сегодняшним днем. Вклад РАБО в развитие не только бизнес-образования, но и отечественного бизнеса просто трудно переоценить. Консолидация лучших бизнес-школ, Президентская программа по подготовке управленческих кадров, МВА в России, международное признание российского бизнес-образования - вот лишь некоторые достижения ассоциации. Понятно, что еще очень многое следует сделать, задачи, стоящие перед РАБО, чрезвычайно амбициозны и сложны. Но главное сделано: создан мощный потенциал, который не оставляет сомнений в реальности решения этих задач.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования