Поделиться

 

Исследование MBA.SU качества учебного процесса и удовлетворенности обучением выпускников MBA российских бизнес-школ


Составлению ежегодного Народного рейтинга российских бизнес школ порталом «МВА в Москве и России» предшествует анкетирование выпускников российских бизнес-школ. В 2018 г. опрашивались выпускники бизнес-школ 2014-2016 гг., которые за прошедшие 2-4 года после окончания МВА вполне смогли оценить результаты своего обучения в бизнес-школе.

Помимо оценки качества учебного процесса (1) в своих бизнес-школах (результаты опубликованы РБК и здесь) выпускники давали оценки своей удовлетворенности обучением (2) на программах МВА или Executive MBA вцелом, по четырем параметрам (рост дохода, карьерный рост,уровень деловых связей, личностное и профессиональное развитие). Последние показатели вошли в таблицу Народного рейтинга российских бизнес школ-2018 (опубликована журналом "Профиль" и здесь).

Было рассмотрено свыше 1300 анкет выпускников МВА и ЕМВА из 41 бизнес-школы. Две трети (66.7%) выпускников-участников опроса являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса, 27.3% - руководители среднего звена управления и 6% - линейные менеджеры и специалисты.

Возрастные группы опрошенных менеджеров: 25-29 лет (9.5%), 30-35 лет (28.3%), 36-40 лет (34.7%), 41-45 лет (15.6%), 46-50 лет (9.2%), свыше 50 лет (2.7%).

Две трети (67%) среди выпускников МВА составляют мужчины, 1/3 - женщины. Вопреки сложившемуся мнению о том, что женщин значительно меньше среди владельцев бизнеса, на самом деле, их почти столько же, сколько мужчин (18.9% против 23.3%). Такой же небольшой разрыв наблюдается в группе менеджеров среднего звена (25.6% против 29.1%). А вот менеджеров высшего звена среди женщин больше (47.8% против 43.1%) .

Итак, что можно сказать о современном российском бизнес-образовании, флагманской программой которого является МВА?

Во-первых, ошибаются те, кто считают стремление «заработать много денег» главной целью слушателей программ МВА российских бизнес-школ. Безусловно, деньги - мерило эффективности бизнеса, однако не только стремление к наживе двигает теми, кто приходит на МВА. Неслучайно поэтому главным результатом обучения, независимо от роста доходов, большинство менеджеров (67%) считают новые знания и навыки, полученные во время учебы. Почти поровну тех, кто указывает на деловые связи (11%) и тех, кто говорит о карьерном росте (10%).

Во-вторых, вопреки бытующему мнению о выпускниках МВА, как о «теоретиках», которым неведомы реалии бизнеса, тот самый реальный бизнес хорошо оценивает выпускников со степенью МВА и продвигает по служебной лестнице. Так, своим карьерным ростом в течение двух лет после окончания бизнес-школы довольно подавляющее большинство (83.2%) выпускников (из них 67.5% оценивают рост как отличный и очень хороший; 15.7% - как удовлетворительный). Лишь 16.8% выпускников неудовлетворены своей карьерой, и это - весьма неплохой показатель, при том, что речь идет о всего лишь периоде 2-4 года после окончания бизнес-школы.

Благодаря обучению половина (50%) менеджеров меняет свой должностной статус, нередко это сопровождается сменой компании. Наиболее массовые изменения должностного статуса - переход менеджеров среднего звена в статус менеджеров высшего звена (25%). Но даже те, кто остался работать в прежней компании в прежнем статусе, выиграли в росте дохода (рис.1).


Рост дохода - основной показатель эффективности обучения на МВА. Причем, важно определять его размер непосредственно через два года после окончания бизнес-школы, поскольку эффект от полученных знаний максимален. В среднем, среди участников опроса, представляющих свыше сорока столичных и региональных бизнес-школ, он составляет около 45%., варьируясь в диапазоне от 31 до 92 процентов.

Результаты исследования показывают однозначную корреляцию между уровнем дохода выпускников и степенью удовлетворенности их обучением : выпускники лидирующих бизнес-школ, как правило, добиваются более высокого дохода. Такие бизнес-школы работают, как правило, в верхней ценовой категории и, соответственно, изначально аккумулируют более мотивированных слушателей, которые более успешны в бизнесе.

Исследование показывает диапазон роста дохода выпускников бизнес-школ, он разнится у менеджеров, стоящих на разных ступенях служебной иерархической лестницы. Причем, далеко не очевидный факт, что владельцы бизнеса и топ-менеджеры имеют максимальные значения роста дохода (в отличие от абсолютных цифр). В подавляющем большинстве случаев (84.4%) выпускники бизнес-школ фиксировали увеличение дохода.

Следует отметить, что рост дохода 100-120% сегодня имеет лишь пятая часть выпускников МВА (рис.2), хотя пять лет назад таким доходом через два года после окончания программы могли похвастаться около трети выпускников.


Уровень дохода сильно зависит от карьерной траектории; наименьший показывают менеджеры, остающиеся после МВА на своей должности, наибольший - те, кто после обучения становится владельцем бизнеса (рис.3).

Результат обучения в виде отсроченного дохода часто зависит от степени взаимодействия выпускников: здесь нередки взаимное трудоустройство или начало новых совместных проектов. Уровнем деловых и профессиональных связей, установленным во время учебы в бизнес-школе удовлетворены 84,9%; как «хороший» и «очень хороший» его оценивают 65.6% опрошенных выпускников. Это третий по важности показатель, после роста дохода и карьерного роста, учитываемый в Народном рейтинге бизнес-школ.

Очень важный показатель качества работы бизнес-школы- «личное и профессиональное развитие». Здесь главную роль играют soft-skills (т.наз. «мягкие навыки»), обладание которыми в последнее время считается ключевыми для современного менеджера. Напомним, что к ним относятся: лидерство, творческое мышление, эффективная коммуникация и т.д.
Выпускники всех бизнес-школ, участвующие в опросе, оценивают его выше остальных. Своим развитием удовлетворено абсолютное большинство (96.5%), из них очень довольны (72% ).

*****

Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании 2018

Байкальская международная школа ИГУ (Иркутск)
Академия PwC (Москва)
Балтийский государственный технический университет "Военмех" (Санкт-Петербург)
Банковский институт ВШЭ (Москва)
Бизнес-школа ВАВТ (Москва)
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
Бизнес-школа МФЮА (Москва)
Евразийская школа менеджмента и администрирования - Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород - Москва)
Бизнес-школа РСПП (Москва)
Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург)
Высшая коммерческая школа ВАВТ (Москва)
Высшая транспортная бизнес-школа МИИТ (Москва)
Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ (Москва)
Высшая школа бизнеса ГУУ (Москва)
Высшая школа бизнеса КФУ (Казань)
Высшая школа бизнеса НГУЭУ (Новосибирск)
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС (Москва)
Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург)
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
Высшая экономическая школа СПбГЭУ (Санкт-Петербург)
Институт делового администрирования и бизнеса (Москва)
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва)
Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ (Москва)
Институт мировой экономики и бизнеса РУДН (Москва)
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ (Москва)
Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
Международная школа бизнеса Финуниверситета (Москва)
Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
Международные программы МВА и ЕМВА РАНХиГС/ Kingston University London (Москва)
Международный центр подготовки кадров в области логистики ВШЭ (Москва)
Московский государственный строительный университет (Москва)
Московская школа управления «Сколково» (Москва)
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
Открытая школа бизнеса (Санкт-Петербург)
Программа ЕМВА Antwerp Management School / ИБДА РАНиХГС
Плехановская школа бизнеса «Integral» РЭУ (Москва)
Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург-Москва)
Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС (Москва)
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО (Москва)
Школа бизнеса Линкама (Пермь)
Школа бизнеса «Синергия» (Москва)
Школа IT-менеджмента РАНХиГС (Москва)
Экономический факультет МГУ (Москва)
First Business School (Уфа)
City Business School (Москва)
Moscow Business School (Москва)

MBA.SU


10.09.2018 Александра Зайончек

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2018, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Закрыть окно
Ваше имя:
Ваш email: