Кто наденет корону

Аккредитация - своеобразное признание качества работы бизнес-школы или одной из ее программ, поэтому учебные заведения стараются получить одну или сразу несколько аккредитаций. На Западе существуют десятки ассоциаций, которые оценивают бизнес-школы. Например, американская ACBSP (Совет по аккредитации бизнес-школ и программ, 828 членов, аккредитованных 529), европейская ECBE (Европейский совет по бизнес-образованию, 36 аккредитованных школ, из них 12 - российские) или CEEMAN (Ассоциация развития менеджмента Центральной и Восточной Европы, 34 аккредитованные школы).

Самыми известными и авторитетными являются три международные организации. Это работающая почти 100 лет американская AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business), британская АМВА (Association of MBAs, с 1967 года) и европейская EFMD (The European Foundation for Management Development, с 1972-го). Наибольшим авторитетом каждая из систем пользуется у себя на родине.

Школы бизнеса, прошедшие через сито аккредитации хотя бы одной из ассоциаций "большой тройки", считают себя элитой бизнес-образования. Существует суперлига - бизнес-школы, получившие сразу "три короны". Их список невелик, в нем лишь 64 бизнес-школы со всего мира (в том числе 12 школ Франции и 17 школ Великобритании). А вот американские гранды бизнес-образования (Harvard Business School, Wharton Business School, Stanford School of Business и др.) за тройной аккредитацией не гонятся, предпочитая "родную" AACSB.


Несколько букв

АМВА на сегодняшний день аккредитовала программы МВА 207 бизнес-школ из 80 стран, в их числе девять российских (см. справку). Процедура аккредитации на три (первичная) или пять лет стоит от 30 тыс. фунтов стерлингов (примерно $46 тыс.). Требования АМВА довольно серьезные: учебное заведение должно иметь современную инфраструктуру, научно-исследовательскую базу, информационно-методическое обеспечение, внедрять активные формы обучения. От преподавателей требуются опыт работы в бизнесе, опыт консалтинговой и исследовательской деятельности. Не менее 75% профессоров необходимо иметь постдипломное образование (в том числе ученые степени). Школа должна показать, что ведет строгий отбор поступающих (минимум - три года опыта работы), постоянно контролирует уровень знаний и навыков слушателей. Аудиторы AMBA проводят интервью со студентами, преподавателями, выпускниками и работодателями, причем независимо от администрации школы.

EFMD предлагает два вида аккредитаций - EQUIS (оценивается школа в целом) и EPAS (оценивается конкретная программа). В EFMD входят 550 школ бизнеса, из них аккредитованы 140. Стоимость процедуры аккредитации на три года составляет от 50 тыс. евро. EFMD обращает внимание не только на определенные образовательные программы, но и на деятельность бизнес-школы в целом. Школа оценивается по следующим направлениям: ресурсы, процедуры отбора студентов, миссия, видение и ценности, стратегическое планирование, гарантии качества, международные связи и др.

Среди российских школ бизнеса аккредитацию EPAS имеют пять учебных заведений: ВШМ СПбГУ (программа бакалавр менеджмента), Высшая школа финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС (MBA), ИБДА (магистр менеджмента), МИРБИС (бакалавр экономики и бизнеса), Высшая школа бизнеса МГУ (бакалавриат). ВШМ СПбГУ - единственная, которая получила аккредитацию EQUIS на всю школу.

AACSB проводит аккредитацию образовательных программ по бизнесу и бухучету уровня бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Из 13 тыс. мировых школ бизнеса около 5% программ (это 680 учебных заведений из 50 стран) имеют аккредитацию AACSB, ее выдают на три года. Школы тратят на ее получение свыше $35 тыс., а сама процедура занимает от трех до пяти лет. Чтобы подготовить школу к аккредитации, с ней работает ментор от AACSB, помогает довести программы до нужного уровня по стандартам организации.

Чтобы получить сертификат, школа обязана показать свои ресурсы и продемонстрировать эффективное управление ими. В первую очередь нужны квалифицированные преподаватели: им следует иметь опыт работы в бизнесе и научные степени, а также заниматься прикладными исследованиями. Кроме того, аудиторы проверяют конкретные учебные планы, которые необходимо выполнить студентам за время обучения, школа должна показать, каким образом достигаются цели программы. Особые требования - к международным связям, начиная от наличия в школе иностранных студентов и иностранных же преподавателей и заканчивая встроенными зарубежными учебными модулями. Пока ни одна из российских школ бизнеса не имеет аккредитации AACSB.

1,5 года. Такой должна быть минимальная продолжительность программы MBA по требованиям AMBA. Всевозможные "мини-MBA" ассоциация в расчет не берет


Трудности перевода

Получение западной аккредитации - это не только большие финансовые затраты. По словам вице-ректора по международному развитию МИРБИС и международного эксперта АМВА и EFMD (EPAS) Елены Зубковой, наиболее сложный этап - написание самоотчета. В нем нужно оценить свое учебное заведение относительно международных стандартов качества образования, описать стратегию развития, содержание программ, методы продвижения образовательных услуг и т. д. Важно представить стратегию бизнес-школы в виде количественных показателей на определенный период (например, динамика набора, дохода, введение новых программ и т. д.). Это представляет трудности для российских бизнес-школ, которым, как правило, не хватает аналитического подхода в конструировании своего будущего.

Заведующий кафедрой маркетинга и стратегии ИМИСП, международный эксперт AMBA и EPAS Владимир Колчанов также отмечает плохую подготовку соискателей - неумение писать самоотчет кратко, точно и по существу, много лишнего, нехватка нужного, попытки приукрасить положение вещей.

Практически для всех российских учебных заведений серьезным камнем преткновения является международная направленность аккредитуемых программ. В своей массе слушатели российских МВА не говорят по-английски, а организация визитов зарубежных профессоров и месячных зарубежных модулей сразу же делает программу неконкурентоспособной по цене. Впрочем, незнание языков - проблема не только студентов, но и многих преподавателей бизнес-школ, сетует Колчанов.

Подтверждение связи с бизнесом - еще один чувствительный вопрос для российских школ. Нужно доказать, что программа МВА построена на опыте бизнеса и обеспечивает эффективное взаимодействие с его представителями в процессе обучения. Подтверждением могут служить стажировки в компаниях, выполнение исследовательских проектов по заказам компаний или обзоров рынка, последующее трудоустройство в России и за рубежом.

Западным экспертам требуется документальное обоснование каждого факта, поэтому простые "сочинения" на тему активного участия бизнеса в деятельности школы не проходят. После изучения отчета и двухдневного визита в школу эксперты выдают заключение, которое представляет собой глубинный анализ содержания программы и рекомендации по совершенствованию учебной работы. После этого школа бизнеса начинает активное "лечение" программы: иногда требуется переработка учебных модулей с точки зрения улучшения внутренней логики программы, иногда усиление тех или иных предметных блоков, системы оценки качества знаний и др.

Выход с дипломом

Любая из трех "корон" гарантирует, что международные эксперты тщательно проверили целостность, логичность и стабильность качества обучения. Западная аккредитация, по сути, означает признание диплома МВА (бакалавриата, магистратуры) российской школы бизнеса за рубежом.

Российский работодатель также понемногу начинает ориентироваться в тонкостях серьезной аккредитации, тем более что топ-менеджеры многих крупных и средних компаний учились в западных школах бизнеса. Для самих же бизнес-школ престижная международная аккредитация способствуют повышению узнаваемости и укреплению имиджа ее программ, повышает ее конкурентоспособность. Выпускники таких школ имеют больше шансов найти работу за рубежом и установить деловые контакты с коллегами из аккредитованных школ МВА по всему миру.

Очевидно, что по мере глобализации бизнеса роль западных "корон" в российском образовании будет возрастать. Но важно различать свидетельство о членстве бизнес-школы в той или иной ассоциации и документ о ее аккредитации. Первое не значит ничего, второе определяет очень многое.

AMBA в России

На сегодняшний день двенадцать (сост. 03.2016) российских бизнес-школ получили аккредитацию AMBA на свои программы MBA. Это:

  • Высшая школа бизнеса ГУУ
  • Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета
  • Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС
  • Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС (с декабря 2015 г. - в составе ИБДА РАНХиГС)
  • Высшая школа менеджмента СПбГУ
  • Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (ИБДА)
  • Международный институт менеджмента ЛИНК
  • Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
  • Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП
  • Плехановская школа бизнеса Integral
  • программа Kingston Института общественных наук РАНХиГС.
  • Школа бизнеса "Синергия"

Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", №9 (334), 03.09.2013


03.09.2013 Юрий Тазов

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2017, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.