Аккредитация — своеобразное признание качества работы бизнес-школы или одной из ее программ, поэтому учебные заведения стараются получить одну или сразу несколько аккредитаций. На Западе существуют десятки ассоциаций, которые оценивают бизнес-школы. Например, американская ACBSP (Совет по аккредитации бизнес-школ и программ, 828 членов, аккредитованных 529), европейская ECBE (Европейский совет по бизнес-образованию, 36 аккредитованных школ, из них 12 — российские) или CEEMAN (Ассоциация развития менеджмента Центральной и Восточной Европы, 34 аккредитованные школы).
Самыми известными и авторитетными являются три международные организации. Это работающая почти 100 лет американская AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business), британская АМВА (Association of MBAs, с 1967 года) и европейская EFMD (The European Foundation for Management Development, с 1972-го). Наибольшим авторитетом каждая из систем пользуется у себя на родине.
Школы бизнеса, прошедшие через сито аккредитации хотя бы одной из ассоциаций «большой тройки», считают себя элитой бизнес-образования. Существует суперлига — бизнес-школы, получившие сразу «три короны». Их список невелик, в нем лишь 64 бизнес-школы со всего мира (в том числе 12 школ Франции и 17 школ Великобритании). А вот американские гранды бизнес-образования (Harvard Business School, Wharton Business School, Stanford School of Business и др.) за тройной аккредитацией не гонятся, предпочитая «родную» AACSB.
Несколько букв
АМВА на сегодняшний день аккредитовала программы МВА 207 бизнес-школ из 80 стран, в их числе четырнадцать российских. Процедура аккредитации на три (первичная) или пять лет стоит от 30 тыс. фунтов стерлингов (примерно $46 тыс.). Требования АМВА довольно серьезные: учебное заведение должно иметь современную инфраструктуру, научно-исследовательскую базу, информационно-методическое обеспечение, внедрять активные формы обучения. От преподавателей требуются опыт работы в бизнесе, опыт консалтинговой и исследовательской деятельности. Не менее 75% профессоров необходимо иметь постдипломное образование (в том числе ученые степени). Школа должна показать, что ведет строгий отбор поступающих (минимум — три года опыта работы), постоянно контролирует уровень знаний и навыков слушателей. Аудиторы AMBA проводят интервью со студентами, преподавателями, выпускниками и работодателями, причем независимо от администрации школы.
EFMD предлагает два вида аккредитаций — EQUIS (оценивается школа в целом) и EPAS (оценивается конкретная программа). В EFMD входят 550 школ бизнеса, из них аккредитованы 140. Стоимость процедуры аккредитации на три года составляет от 50 тыс. евро. EFMD обращает внимание не только на определенные образовательные программы, но и на деятельность бизнес-школы в целом. Школа оценивается по следующим направлениям: ресурсы, процедуры отбора студентов, миссия, видение и ценности, стратегическое планирование, гарантии качества, международные связи и др.
Среди российских школ бизнеса ВШМ СПбГУ и МШУ «Сколково» — единственные, кто получили аккредитацию EQUIS на всю школу.
AACSB проводит аккредитацию образовательных программ по бизнесу и бухучету уровня бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Из 13 тыс. мировых школ бизнеса около 5% программ (это 680 учебных заведений из 50 стран) имеют аккредитацию AACSB, ее выдают на три года. Школы тратят на ее получение свыше $35 тыс., а сама процедура занимает от трех до пяти лет. Чтобы подготовить школу к аккредитации, с ней работает ментор от AACSB, помогает довести программы до нужного уровня по стандартам организации.
Чтобы получить сертификат, школа обязана показать свои ресурсы и продемонстрировать эффективное управление ими. В первую очередь нужны квалифицированные преподаватели: им следует иметь опыт работы в бизнесе и научные степени, а также заниматься прикладными исследованиями. Кроме того, аудиторы проверяют конкретные учебные планы, которые необходимо выполнить студентам за время обучения, школа должна показать, каким образом достигаются цели программы. Особые требования — к международным связям, начиная от наличия в школе иностранных студентов и иностранных же преподавателей и заканчивая встроенными зарубежными учебными модулями. [upd: ИБДА РАНХиГС — единственная из российских школ бизнеса получила аккредитацию AACSB в 2019 г.]
1,5 года. Такой должна быть минимальная продолжительность программы MBA по требованиям AMBA. Всевозможные «мини-MBA» ассоциация в расчет не берет
Трудности перевода
Получение западной аккредитации — это не только большие финансовые затраты. По словам вице-ректора по международному развитию МИРБИС и международного эксперта АМВА и EFMD (EPAS) Елены Зубковой, наиболее сложный этап — написание самоотчета. В нем нужно оценить свое учебное заведение относительно международных стандартов качества образования, описать стратегию развития, содержание программ, методы продвижения образовательных услуг и т. д. Важно представить стратегию бизнес-школы в виде количественных показателей на определенный период (например, динамика набора, дохода, введение новых программ и т. д.). Это представляет трудности для российских бизнес-школ, которым, как правило, не хватает аналитического подхода в конструировании своего будущего.
Заведующий кафедрой маркетинга и стратегии ИМИСП, международный эксперт AMBA и EPAS Владимир Колчанов также отмечает плохую подготовку соискателей — неумение писать самоотчет кратко, точно и по существу, много лишнего, нехватка нужного, попытки приукрасить положение вещей.
Практически для всех российских учебных заведений серьезным камнем преткновения является международная направленность аккредитуемых программ. В своей массе слушатели российских МВА не говорят по-английски, а организация визитов зарубежных профессоров и месячных зарубежных модулей сразу же делает программу неконкурентоспособной по цене. Впрочем, незнание языков — проблема не только студентов, но и многих преподавателей бизнес-школ, сетует Колчанов.
Подтверждение связи с бизнесом — еще один чувствительный вопрос для российских школ. Нужно доказать, что программа МВА построена на опыте бизнеса и обеспечивает эффективное взаимодействие с его представителями в процессе обучения. Подтверждением могут служить стажировки в компаниях, выполнение исследовательских проектов по заказам компаний или обзоров рынка, последующее трудоустройство в России и за рубежом.
Западным экспертам требуется документальное обоснование каждого факта, поэтому простые «сочинения» на тему активного участия бизнеса в деятельности школы не проходят. После изучения отчета и двухдневного визита в школу эксперты выдают заключение, которое представляет собой глубинный анализ содержания программы и рекомендации по совершенствованию учебной работы. После этого школа бизнеса начинает активное «лечение» программы: иногда требуется переработка учебных модулей с точки зрения улучшения внутренней логики программы, иногда усиление тех или иных предметных блоков, системы оценки качества знаний и др.
Выход с дипломом
Любая из трех «корон» гарантирует, что международные эксперты тщательно проверили целостность, логичность и стабильность качества обучения. Западная аккредитация, по сути, означает признание диплома МВА (бакалавриата, магистратуры) российской школы бизнеса за рубежом.
Российский работодатель также понемногу начинает ориентироваться в тонкостях серьезной аккредитации, тем более что топ-менеджеры многих крупных и средних компаний учились в западных школах бизнеса. Для самих же бизнес-школ престижная международная аккредитация способствуют повышению узнаваемости и укреплению имиджа ее программ, повышает ее конкурентоспособность. Выпускники таких школ имеют больше шансов найти работу за рубежом и установить деловые контакты с коллегами из аккредитованных школ МВА по всему миру.
Очевидно, что по мере глобализации бизнеса роль западных «корон» в российском образовании будет возрастать. Но важно различать свидетельство о членстве бизнес-школы в той или иной ассоциации и документ о ее аккредитации. Первое не значит ничего, второе определяет очень многое.
Юрий Тазов
Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №9 (334), 03.09.2013