Взрастить топ-менеджера с нуля сложно. Зато пользы такой управленец принесет в разы больше, чем наемник со стороны. Чего не умеют российские топы? Рассказывает руководитель российско-бельгийской программы Executive MBA Михаил Зайцев.
Российские представительства иностранных компаний охотно направляют своих топов на совместные программы EMBA. Им нравится, что сотрудники учатся под боком, да еще и у западных преподавателей.
Какие топ-менеджеры сейчас нужны рынку: универсалы, которые разбираются во всем понемногу, или «специалисты» в двух-трех областях?
Михаил Зайцев: Настоящий специалист хорошо разбирается только в одной области — маркетинг, HR, финансы, продажи, проектирование. В двух-трех он уже теряется. А топ-менеджер управляет всей компанией. Чтобы принять адекватное решение, он должен ориентироваться во всем, чем занимаются его подчиненные, и свободно с ними общаться на любые темы.
На EMBA за тем и идут, чтобы избавиться от комплекса «узкого специалиста».
Но на разных рынках требуются разные управленцы. Скажем, на наших программах я практически не вижу госчиновников или руководителей госкорпораций, потому что их учреждения чаще всего удовлетворяют заказы «сверху» или пилят бюджеты. Рынок и клиенты их слабо волнуют.
Половина преподавателей на программе — это иностранцы, и слушатели дважды выезжают на зарубежные семинары. Этого достаточно, чтобы обучение называлось «западным»?
М.З.: Вы описываете образовательный туризм. Он популярен на многих российских EMBA. Совместные программы работают иначе: методики, инструменты, концепция обучения, правила, по которым слушатели обсуждают кейсы, — все это повторяет то, что делает партнерская бизнес-школа в Европе. Если мы везем группы за рубеж, то это уже не туризм: люди работают в аудиториях по 12 часов, они учатся без переводчиков, напрямую дискутируют с топ-менеджерами местных компаний. Я не понимаю, как можно качественно учиться с переводчиком. Мы как-то устраивали семинары в России. Приглашали преподавателей из Duke, London Business School. Синхронно переводили их выступления для российских топов. Но все равно люди шли в те залы, где разбирались кейсы на русском языке. Всегда интереснее пообщаться лично, чем слушать даже самый лучший перевод.
Узнать все о российско-бельгийской программе Executive MBA Вы сможете посетив День открытых дверей программы, который состоится 26 марта в 19-00. Зарегистрируйтесь сейчас.
Справка
- Российско-Бельгийская программа Executive MBA (Executive означает — для руководителей и топ-менеджеров) создана в 1998 году Школой менеджмента Университета Антверпена (Antwerp Management School) и Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС.
- Программа Executive MBA Школы менеджмента университета Антверпена (прародительница московской программы) возникла в 1959 году и была первой в Европе программой Executive MBA.
- 19 место среди европейских программ EMBA в мировом рейтинге Financial Times Top 100 Executive MBAs, входит в «ТОП-50 лучших программ мира
mba.su