Когда на закате советской власти профессора высшей школы переносили на российскую почву успешную западную программу МВА и называли ее на свой лад «Стратегический менеджмент и предпринимательство», они мало задумывались о том, как будут учить этому неведомому предпринимательству. Учить было некому — «учителя» сами набивали шишки в первом классе школы выживания в условиях дикого капитализма.
В итоге, российская МВА, как и ее прототип, стала выпускать наемных менеджеров. Добавка «и предпринимательство», сохраняющаяся до сих пор в названиях российских МВА — следы так толком и неосуществленного намерения научить наемных менеджеров быть еще и предпринимателями. Намерения изначально не слишком осуществимого, поскольку люди это разные. А, следовательно, у них разная ответственность за принимаемые решения и сами решения разные. Наемный менеджер рискует чужими финансовыми средствами, предприниматель — собственными. Распространенные характеристики поведения наемных менеджеров с элементами осторожности, граничащей с бездействием, избеганием риска и стремлением «прикрыть спину», выбора не оптимального, а удобного варианта и т.д. противоположны модели поведения предпринимателя, лишенного структурных ограничителей и барьеров, принимающего сложные комбинаторные решения.
Российские бизнес-школы не сильно преуспели в подготовке предпринимателей — оценки, результатов обучения по «созданию бизнеса» и «развитию бизнеса», которые они получают по результатам опросов выпускников МВА, заметно уступают другим результатам обучения.
Поступающие также не слишком рассчитывают, что бизнес-школа поможет им в деле открытия собственного бизнеса. Так, согласно совместному исследованию Российской Лиги МВА и Superjob (опрошено 1119 выпускников 53 российских бизнес-школ из пяти регионов) в 2013 году только 7% мужчин и 6% женщин поступали с бизнес-школы с намерением пройти обучение для создания своего дела.
Школы бизнеса осознают, что вопрос с обучением предпринимательству, по большому счету, не решен: среди преподавателей почти нет предпринимателей с серьезным бизнесом; нет программ и методик, которые позволяют учить комплексному применению знаний финансов, правовой и нормативной базы, маркетинга в предпринимательских проектах. В составе программ МВА даже продвинутых школ бизнеса курс по предпринимательству не слишком велик (около 50 часов), а методы обучения традиционны (лекции, дискуссии, видео). Разработка небольшого группового предпринимательского проекта в условиях, когда большинство участников группы не являются предпринимателями, неизбежно превращается лишь в красивую презентацию. Мастер-классы известных предпринимателей с рассказами об их успешном бизнесе также не спасают положение. Поэтому на выходе, согласно аналогичному исследованию МВА, годом раньше, в среднем, по 50 школам бизнеса, имеем закономерный результат: 57% владельцев бизнеса, закончившие МВА, заявили, что обучение им ничего не дало, лишь 9% получили знания, необходимые в работе.
Американские школы бизнеса и университеты более изобретательны. Они подходят к обучению предпринимательству фундаментально и всесторонне, начиная с формирования предпринимательского мышления, развития творчества, воображения, адаптивности и партизанского поведения и т.д.. Поэтому в дополнение к специальным курсам к студентам приглашаются преуспевающие и потерпевшие поражение предприниматели, инвесторы, художники, актеры, мастера импровизации, специалисты по креативному мышлению, мастера публичных выступлений, психологов…Но главное — им удается организовывать наставничество действующих предпринимателей, пусть даже по 1-2 часа в неделю. И, конечно, инвестиции, на конкурс студенческих предпринимательских проектов привлекают инвесторов, готовых финансировать стартапы.
Если в части коучинга и личного развития слушателей программ МВА наши бизнес-школы достигли значительных успехов (наивысшие оценки по опросам), то с наставниками-предпринимателями слушателям встретиться пока не удается.
Попытки запустить практическое обучение предпринимательству известны: ранее в ВШЭ, фонде Сколково. Сейчас в московском физтехе будущие предприниматели учатся работать с институтами собственности в предпринимательских проектах по методу институционального проектного инжиниринга. Проектных сессии предполагают разбор реальных проектов в режиме реального времени силами команды проекта: собственника главного ресурса, руководителей команды управленцев и их стажёров. Специальные методы предметной работы с проектами позволяют за несколько дней осуществить до 9 переделок проекта и продвинуть его на иной качественный уровень. При этом удается достичь удивительных, неочевидных заранее результатов. Яркий пример — проект преобразующего инвестирования в сфере ЖКХ для Омской области, который с помощью инструментов, технологий и стандарта институционального проектного инжиниринга из убыточного превращен в доходный, готовый к реализации.
Сейчас самый массовый сегмент клиентов бизнес-школ не предприниматели, их меньшинство. Но даже в докризисное время 7,6% выпускников МВА-менеджеров среднего звена открывали собственное дело. У топ-менеджеров этот показатель был равен 9,5%, что в немалой степени обуславливалось достижением ими карьерного потолка в своих компаниях. Теперь, в связи с кризисом число тех, кто рассматривает свое будущее в контексте предпринимательства, будет неизбежно расти. Если эти люди интересны бизнес-школе, то ей самое время начать учиться учить предпринимателей.
Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА
газета «Известия», 6 мая 2015