
О каком бы виде обучения не приходится прочесть в СМИ, с вероятностью 90 процентов вам встретится пассаж о том, как «снижается интерес к МВА», как будто без этого ритуального пинка МВА и весь опус выглядит неполноценно. Но, по сути, так оно и есть: где — МВА, и где все эти тренинги, семинары и даже, прошу прощения, корпоративное обучение?
Те, кто разбираются в предмете, понимают, что цели у этих видов обучения совершенно разные, как и результат. Взять корпоративное обучение (за исключением корпоративных МВА, реализуемых бизнес-школами по заказу компаний) — в большинстве случаев это повышение квалификации по конкретным профессиям. А MBA-образование — обучение управленцев среднего и высшего звена, руководящих этими узкими специалистами.
В статье «Нейрограмотность, как новая норма: российский бизнес делает ставку на обучение сотрудников», посвященной, как видно из названия, обучению специалистов, читаем ритуальную мантру про снижение спроса на МВА:
«… традиционные формы бизнес-образования, такие как MBA, теряют популярность. Консультант компании get experts Матвей Алексашин пояснил, что такие программы остаются актуальными лишь для узкой категории топ-менеджеров, а для большинства вакансий наличие MBA в лучшем случае рассматривается как дополнительный, но далеко не определяющий фактор. Российские работодатели также редко оплачивают обучение в бизнес-школах, в отличие от практики, распространённой ранее в международных компаниях».
Спасибо консультанту из get experts, на 35-м году существования MBA в России, мы узнаём, что такие программы актуальны ЛИШЬ для «узкой категории топ-менеджеров». Жаль, что специалисты по рекрутингу не потрудились заглянуть в Википедию. Оттуда бы они узнали, что на MBA учатся не только топ-менеджеры, но и менеджеры среднего звена, и линейные специалисты, которые хотят стать руководителями.
И пора уже авторам высказываний уяснить, что «традиционная форма» не всегда проигрывает скороспелым новациям, а популярность или ее отсутствие зависят не от формы , а от содержания. И если компании нужны технические специалисты по ИИ, то она их рекрутирует или обучит у себя. Только к MBA это все не имеет никакого отношения.
А по поводу оплаты российскими компаниями обучения на MBA — это тоже секрет Полишинеля, те же лет тридцать. Никогда оплата обучения на МВА со стороны компаний не носила массового характера. И это никогда не являлось показателем какого-либо отношения компаний к обучению в бизнес-школе — просто нет бюджета на программы такого уровня. Все обучающиеся справлялись, и по сей день, справляются самостоятельно.
Александра Хомякова