По программам MBA обучаются руководители компаний, менеджеры высшего звена и т.п. Учеба становится для них еще одним способом наладить бизнес-связи. А после окончания учебы не потерять связь с соседями по парте помогают различные клубы и ассоциации выпускников.
Традиция создавать клубы пришла из-за границы, где диплом университета — уже признак принадлежности к определенному закрытому клубу. Среди наиболее известных бизнес-школ с мощными объединениями выпускников — Harvard, Stanford, Kellogg, Tuck, Cornell, Indiana и т.п. Так, Kellogg Alumni Network позволяет поддерживать связь с 52 тыс. выпускников этой школы менеджмента. Stanford Business School Alumni Association состоит из 26 тыс. выпускников Stanford Graduate School of Business.
«Успешные выпускники являются посланниками бренда бизнес-школы, поэтому работа с ними — одно из основных направлений деятельности, — рассказывает Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. — Рейтинг школ Financial Times также составляется на основании опроса выпускников».
Во всем мире клубы — это саморазвивающиеся системы, основанные на инициативе выпускников, поддерживающих бренд альма-матер, в том числе финансово. По мнению директора по развитию и внешним связям, МВА Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Дмитрия Павлова, в России уровень социального капитала очень низкий. «Клубные сообщества выпускников МВА в нашей стране скорее декларированы, нежели реально действуют», — считает он.
В самом ИМИСП взаимодействие с выпускниками МВА осуществляется в рамках проекта «Форум выпускников». «Это открытое сообщество, — подчеркивает Дмитрий Павлов, — вход и выход добровольный, взносов не предполагается». В год проводится пять-семь масштабных бизнес-встреч, два-три круглых стола, проводится неделя выпускников МВА (развивающие follow-up-семинары), действует горячая линия в трех топ-хантинговых агентствах, которыми руководят выпускники МВА ИМИСП.
Сообщество выпускников Стокгольмской школы экономики в России сегодня насчитывает более 1500 человек, также они входят в сообщество выпускников Стокгольмской школы экономики в Швеции, имеющее гораздо большие масштабы.
«За 15 лет существования школы в России образовалась достаточно широкая сеть выпускников — людей, которые говорят друг с другом на одном языке и могут обратиться практически с любым вопросом к сообществу, а главное, всегда получить ответы на свои вопросы», — рассказывает Анна Измайлова. В Стокгольмской школе экономики проводятся учебные модули для выпускников, дается возможность обсудить проблемы, которые существуют в компаниях у самих выпускников. Раз в год отмечается Alumni Birthday — день рождения сообщества.
Ассоциация выпускников Высшей школы менеджмента СПбГУ создана в 2001 году и сегодня объединяет более 4,5 тыс. выпускников разных лет. «Ассоциация выпускников — это сеть профессиональных менеджеров, способствующая личностному и профессиональному росту ее участников и укреплению лидирующей позиции ВШМ на международном рынке бизнес-образования», — объясняет Сергей Кущ, и.о. декана Высшей школы менеджмента СПбГУ. Ассоциация содействует трудоустройству и карьерному росту выпускников в российских и западных компаниях, развитию связей с зарубежными и отечественными общественными и образовательными организациями, организации различных мероприятий и т.п.
Так или иначе объединяются выпускники всех школ МВА. Есть даже межшкольные объединения. Например, Российская лига МВА, в которую входят выпускники около 30 бизнес-школ из разных городов России. Помимо стандартных функций лига формирует рейтинг российских бизнес-школ, что важно для дальнейшего развития бизнес-образования в России.
Мария Мокейчева
«Деловой Петербург» 05 июня 2012