Известно, что в России интерес к образованию вообще, и к бизнес-образованию, в частности, носит сезонный характер. В ноябре наборы в большинство бизнес-школ уже завершены, и кто хотел пойти учиться, тот уже учится.
Однако, перефразируя известную поговорку, на то и маркетолог на рынке, чтобы потребитель не дремал. Но маркетинг в бизнес-образовании часто трактуется так широко, что до перспективной работы с будущим слушателем руки маркетологов просто не доходят. Бывает, что маркетологи после набора занимаются всем, от сопровождения запуска групп до оформления бумаг и копирования раздаток. Посты в новостой ленте сайта школы об участии представителей в каких-либо конференциях или вручения каких-либо дипломов, призов и т.п. не в счет. это будущему слушателю не интересно.
В ведущих бизнес-школах маркетологи занимаются своим прямым делом — созданием потребительских смыслов, и даже на падающем рынке умудряются заинтересовывать будущих слушателей своими мероприятиями. Это важно, потому что многие из тех, кто не сел за парты в бизнес-школе, имеют в виду весенний набор. Он совсем скоро — всего-то через два с половиной месяца. Декабрь и половина января пролетают, как один миг. Впрочем, в сторону лирику, вернемся к показателям ноября`21.
Если кратко, то подавляющее число школ находятся в «красной зоне» (терминология фондового рынка, а не ковидной эпохи), по причине, отмеченной выше. Первая десятка Индекса, в основном, сохранила свой состав; по-прежнему, в лидерах Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
Интересно сравнить текущие показатели Индекса с ноябрем еще вполне благополучного, 2019 года. По сравнению с показателями двухлетней давности, наибольшую динамику роста Индекса MBA.SU показали:
- Центр развития компетенций в бизнес-информатике ВШБ ВШЭ (до 2020 г. — Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ) +138%
- Академия PwC +28%
- Бизнес-школа ИМИСП +19%
Поздравляем эти бизнес-школы, которые в условиях пандемии и существенного роста цен на программы МВА и ЕМВА, сумели привлечь внимание будущих слушателей. На значительном падении интереса к программам региональных бизнес-школ видимо, сказывается и непростая экономическая ситуация, и фактор COVID-19.
Ближайшие Дни открытых дверей, презентации программ и мастер-классы начнутся во второй половине января. Ну и, конечно, акции и скидки тоже будут, куда без них.
ИП на 01.12. 2021 г. СМОТРЕТЬ»