
Профессор, д.т.н. Сазанович А.Н.
Ведущий преподаватель на программах МВА более чем с 25-летним стажем работ и
подготовивший более 3000 дипломников на программах МВА и ЕМВА
Руководитель программы МВА «Стратегический менеджмент и предпринимательство» РЭУ им. Г.В. Плеханова
В условиях, когда всем хорошо известная и родная «цепочка добавленной стоимости» (ЦДС) М.Портера, становится адекватной всё меньшему (в своей массе) количеству бизнесов, и на смену ей активно движутся «мастерские добавленной стоимости» (МДС) и «сети добавленной стоимости» (СДС), — надо задуматься, то ли мы преподаём?
В условиях, когда известные, всесильные и всеохватывающие KPI начинают уступать всё большее пространство и начинают быть теснимыми OKR, а цели из количественных по SMART, начиная с Энди Гроува в Интеле, а далее, благодаря Сергею Брину в Гугле (нашему соотечественнику), трансформируются в вербальные; и из количественно-безжизненных превращаются в эмоционально окрашенные и бьющие набатом, — тоже нужно бы задуматься: о том ли мы говорим на занятиях, и в достаточном ли объёме?
В условиях, когда промты и генеративность начинают использоваться и в управлении, и при этом всё больший объём труда в бизнес-организациях становится креативным (творческим), его общий вес для многих сфер деятельности уже приближается, а то и превосходит, 50% от общей трудовой еженедельной нагрузки. А именно к такому труду (для выживания бизнеса) и нужно призывать персонал всё больше и чаще! Но это в свою очередь означает, что и управлять-то теперь, в своей массе, приходится умными людьми, но силами традиционно-мыслящих руководителей. А верный лозунг остается прежним: «не оскорбляй профессионала инструкцией!». Поэтому нужен другой стиль мышления и управленческого поведения: больше Scrum-овости, больше «парящего воодушевления» в крупном и в малом, больше KR, а не KPI; и прогресс-совещаний с выравнивающими сверками по горизонтали и по вертикали. Только тогда ты сможешь эффективно управлять движением тех, кто профессиональнее тебя!
Но и это опять не всё: иерархия в бизнес-организациях «уплощается», в силу этого уровень многозадачности у руководителей растёт, и уже давно зашкаливает за их ежесуточные бессонные возможности. Выросла целая новая функция наддепартаментного управления в бизнесе, а факт её возникновения на практике не осознаётся и нужный организационный каркас для этого (мягкого свойства) в этом срезе иерархии своевременного не формируется. В результате рикошетные задачи от департамента к департаменту не получают должного статуса и «тухнут», а вместе с ними сыплется выполнение и основных задач, идущих по иерархии!
В общем, растущее многообразие и темп жизненных процессов экономической среды диктуют свою волю к формированию нового управленческого инструментария и оказывает сильнейшее влияние (давит) и на образовательную среду! При этом круг традиционных информационных источников для освоения новых подходов к управлению, нет, не сокращается — он как раз стремительно растёт, но он трансформируется, и не в лучшую сторону для обучаемых и массы учителей.
В русскоязычном и в русско-переводном пространстве перестают регулярно издаваться фундаментальные учебники (осмысливающие одновременно в единой причинно-следственной канве и в общей единой широкой системе и старое, и новое: когда и что из чего произрастает и что же образует цельность), а издаются брошюры по узким новым тематиками, с выхваченными из общего контекста управления технологиями, но зато превозносимыми до небес спасительными подходами. На рисунке ниже, я показал примеры лучших литературных источников обоих классов по принципу, сравните: «было» и «стало».
Да, это совсем нездорово! Но так, тем не менее, оно уже есть и будет (это — реальность), и такого узко-выхваченного контента будет становиться всё больше. А данное обстоятельство:
1) формирует лоскутно-однобокий взгляд управленцев на экономико-управленческую жизнь, и ведь «чем меньше человек знает, тем на более высоком гребне волны он себя ощущает» — последствия (самообмана) понятны
2) приводит к огромному количеству (непроизвольно допускаемых) бизнес-ошибок фатального характера от неправильного применения узких знаний, вне связи с общим контекстом.
Тут — полная аналогия с частной медициной на нынешнем этапе. В условиях стремительного укрупнения государственных медицинских организаций (например, «Коммунарка», ИКБ №1 и т.д.) и их насыщения современнейшей медицинской техникой, мелкие частные многопрофильные медицинские организации на их фоне (если, конечно, — это не «Медси», не «Мать и дитя» и т.д.) становятся неконкурентоспособными и вынуждены нишеваться: фокусироваться или узко специализироваться. Но тогда в них сосредотачиваются врачи-профессоналы только целевого профиля, умеющие хорошо и всесторонне лечить только данный недуг. А такое лечение часто несовместимо (и совсем неожиданным образом) с другими видами заболеваний, которые могут быть у больных с множественными патологиями. Частная медицина уже нашла соответствующий выход через специально-расширенную диагностику в приёмном отделении. А вот в менеджменте, при узком представлении ситуации «расширяться туда, где неведомо», не удастся!
Где же выход в этом случае для сферы бизнес-образования и какие рекомендации следует из этой действительности извлечь бизнесу?
Для бизнес-образования: нельзя допустить тотального измельчения курсов, доводя их 12-16 учебных часов вдоль всей учебной программы (потому что, как в цирке — не надоедает). А часть главных дисциплин учебной программы должны оставаться продолжительными по часам: не менее 32 часов — и при этом — не демонстрировать чересполосицу надерганных фрагментов, а быть монументом сквозной логики историчности, причинной обусловленности и системной цельности, то есть иметь пронизывающий всю дисциплину логический стержень. Не идя на поводу тенденции общей измельчённости дисциплин, посвященных частным (а иногда и сиюминутным) технологиям.
Для бизнеса же рекомендация другая: «Нельзя полюбить знания не познав их. И нельзя полюбить и правильно применить знания, лишь поверхностно зная их». Бизнес же всегда торопится: всё сразу и к сегодня, к вечеру. А закон жизни в ином: «Хочешь качества, имей терпенье». Что я имею ввиду? Сегодня в ряде организаций, с которыми я работаю, мне на старте сразу сказали: Александр Николаевич, как хотите, но в нашей организации слово Agile, даже не упоминайте, у нас оно запрещено! А ведь Agile-Scrum, это мощнейшая реальная технология! А почему так печально? Да потому, что эту технологию (вау!) рванулись применять, даже не доучив и не дочитав до конца. И она, конечно, же не сработала, но не по вине самой технологии.
Вот сейчас новая технология — OKR: интенсивное управление, уже не отдельно взятым проектом, а всей организацией сразу (как единым целым), когда она прирастает, расширяется или меняется (трансформируется); причем, не только в том случае, если эта организация из сферы IT, но OKR хорошо работает и для бизнес-организаций из сугубо материальной сферы (производство, строительство, продажи и даже консалтинг). А случится может, в итоге, тоже самое, что и с Agile-Scrum: метод OKR – будет дискредитирован, как бизнес-метод.
А почему? Нельзя в бизнесе сразу ставить задачу на применение метода: «запускаем управление по OKR с завтрашнего дня (с утра)». Нужно сначала исполнителям поставить предварительную задачу на изучение самого метода. В качестве примера, в русскоязычном переводе имеются две удачные книги по OKR, и на их неповерхностное изучение потребуется неделя времени, и людям эту неделю времени (освобожденную от других работ) только на эту работу — нужно дать! Потому что, «нельзя искренне полюбить и правильно применить знания лишь поверхностно зная их». Поверхностность и легковестность — вот какие сейчас главные враги в бизнесе!
А бизнес-образование должно привить и закрепить у слушателей МВА важный навык: уметь самостоятельно и предметно разбираться с новыми управленческими технологиями, которые теперь всё чаще и регулярнее появляются. И при этом здесь, не как в Битриксе24, можно разбираться «постепенно, по мере практической необходимости»; в управленческих технологиях – с ними нужно разбираться сразу и до самого конца (обстоятельно и со всей целостностью). Тогда дело пойдёт, успех будет обеспечен и бизнес-процессы формироваться в соответствии с сегодняшними технологиями, обеспечивающими эффективность, а иногда и единственно возможную жизненность бизнес-организаций!
© MBA.SU