Вопросами, подобными тому, что вынесен в заголовок, сейчас задаются многие, интересующиеся бизнес-образованием. Так и подмывает пошутить про «онлайн бизнес-образование» в заголовке: отличить — никак, это почти одно и то же. Спокойно, это — шутка, не бросайтесь помидорами! Как всегда и во всём, есть хорошие исключения.
Для начала покритикуем собственный заголовок: «онлайн бизнес-образование» — это нонсенс. Соответственно, с прилагательным «хорошее» — нонсенс вдвойне. Максимум, на что может рассчитывать интернет, как средство доставки информации — обучение простым навыкам. Т.е. не «образование», как сложный процесс, включающий полноценное (очное, свойственное природе человеческих существ) взаимодействие с другими участниками группы и преподавателем, а «обучение», натаскивание (примеры: обучение иностранным языкам, занятия аэробикой и т.п.).
Об инфоцыганах сейчас говорят много, мы тоже об этом писали — Инфоцыгане. Как это происходит в бизнес-образовании. Ковид-реальность активизировала потребность в использовании онлайн-инструментов в целях обучения. Как грибы после дождя, в онлайне полезли ниспровергатели основ, якобы «устаревших» менеджмента, маркетинга и HR, стремящиеся подзаработать на этом. И пусть никого не вводят в заблуждение бесплатные семинары, вебинары, мастер-классы и прочее — смысл у всего этого один: заинтересовать потребителя и довести его до покупки.
Активизировались и эксперты, которые щедро делятся банальными наблюдениями и рекомендациями. Например, такими: если у виртуальной «бизнес-школы» или «академии» есть деньги на рекламу, значит, есть люди, которые могут так рассказать о курсе, чтобы хотелось посмотреть и послушать. Супер!
Или вот такое, капитаночевидненское: если пришел по яркой рекламе и видишь унылую учебную аудиторию, в которой бубнит лектор — беги без оглядки. Штамп — на штампе, и штампом погоняет: «аудитория — унылая», «лектор — бубнит». Конечно, это такой замаскированный кивок в сторону «устаревшего» (читай, классического) бизнес-образования. Подыграем «экспертам» — в альтернативу вышеобозначенным унылостям, подкинем несколько излюбленных штампов обучения у «молодых и дерзких»: «атмосфера — непринужденная», «бизнес-тренер — харизматичный», «кофе — ароматный», «круассан — вкусный» и т.п.
Одного у них не отнять: «молодые и дерзкие» лучше своих традиционных коллег понимают, что при недостатке амуниции (инфраструктура, преподаватели, методики) нужно налегать на амбиции и пиар, иными словами, впечатлить и зажечь клиента при первой же встрече. После оплаты можно будет выдохнуть и расслабиться.
Впрочем, не будем тратить время читателя на красивости стиля и богатство эпитетов, перейдем к делу: как отличить качественное бизнес-образование от некачественного. При этом, говоря о бизнес-образовании, мы в первую очередь, имеем в виду програмы уровня МВА или бизнес-магистратуры. Вебинары, семинары, пятидневные курсы и прочую онлайн-мелочевку не рассматриваем, поскольку это — не образование, и ошибка здесь не столь существенна, да и денег много не потеряете, если что.
Не будем давать нереализуемых рекомендаций, типа «узнайте реалистичность программы прежде, чем платить за год вперед» — мало кто сумеет провести качественный анализ такого сложного продукта, как программа профпереподготовки продолжительностью год и более. Т.е. перечень дисциплин прочитать можно, и резюме преподавателя — тоже, но оценить содержание того или иного курса (а оно находится в постоянном изменении) и качество тех, с кем придется вместе учиться, заранее невозможно.
На главный вопрос, как отличить качественное от некачественного, ответ такой: с большей вероятностью, можно получить качественное бизнес-образование в учебных учреждениях, имеющих хорошую репутацию (на тему репутации бизнес-школ здесь). Репутация — растение, которое выращивают годами (средний возраст хороших российских бизнес-школ 20 лет и более), скороспелки ее не имеют. Последним, чтобы стать заметными, нужно врать сплошняком: на сайте, в рекламе, в заказных отзывах выпускников. Иначе, какой это бизнес? В том, что это, в первую и главную очередь, бизнес, мало кто сомневается. Выступления на тему «Я стал успешным и теперь научу вас» от лица кого-то из «молодых и дерзких» не вызывают особого доверия — обычно серьезные образовательные проекты инициируют зрелые бизнесмены, думающие о том, какое гуманитарное наследство оставить после себя, а не тридцатилетние мажоры.
Итак, главный критерий — репутация учебного учреждения. Её нельзя понять без анализа информационного пространства (соцсети, отзывы на независимых ресурсах, запросы выпускникам, независимые рейтинги). Ничего нового.
Михаил Селезнёв
MBA.SU