
Каждая бизнес-школа гордится своими преподавателями. Насколько они в действительности дают повод для гордости? По каким критериям необходимо подбирать преподавателей для качественной программы МВА, не торгующей дипломами, а дающей необходимые для современного управленца знания, имеющие практическую ценность?
Оставляя в стороне дискуссию о том, зачем нужны программы МВА и нужны ли они вообще в современном мире, рассмотрим, как обычно происходит набор преподавательского состава на программу МВА в российских бизнес-школах.
МВА преподавателей можно разделить на 2 полярные группы: пришедшие из высшей школы и пришедшие из бизнеса. Казалось бы, что вторая группа предпочтительней. Однако, в большинстве российских бизнес-школ профессиональные преподаватели преобладают. Экспансии бизнесменов в бизнес-школы мешают, по крайней мере, две причины.
Первая и основная — это отсутствие свободного времени у успешных деловых людей (а зачем нужны не успешные?). Да и зарплаты, которые платят за преподавательскую деятельность и которые так выгодно отличаются от зарплаты преподавателя на бакалаврских программах, не могут служить стимулом для этой категории потенциальных преподавателей. Поэтому, в лучшем случае, удается «затащить» их на гостевые лекции. Однако надо заметить, что проведение регулярных занятий требует определенных компетенций, отличных от только знания практики.
Это, собственно, и есть профессия преподавателя: умение системно, доходчиво излагать материал, не говоря уже о необходимости его подготовить, проверять работы и т.д. Опыт показывает, что далеко не все практики способны это делать. Найти таких людей — большая редкость, и это большая удача.
Как же преподавателям вузов получить знание практики и стать полноценными преподавателями бизнес-школ? Многие из них занимаются консалтинговой деятельностью, имеют или имели свой бизнес (это лучше всего), кроме того ценность практической деятельности зависит от преподаваемого предмета. Однако практика показывает, что многие даже заслуженные преподаватели поступают как тот экономист из анекдота, которому заказали исследование лошадей: вместо того, чтобы пойти туда, где можно познакомиться с лошадьми, он берет ручку и пишет трактат на тему «Что бы сделал я, будь я лошадью». Человек, сам не занимавшийся практической деятельностью, даже не понимает, насколько реальность отлична от наших представлений о ней.
Не будем забывать, что бизнес-школы и сами являются бизнесом и, соответственно, их главная цель — нравиться своим клиентам. Ну а что же клиенты — слушатели, заплатившие немалые деньги за обучение? Так в Международной школе бизнеса и мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова ежеквартально проводится анкетирование слушателей о качестве преподавания. Однако даже такой инструмент не дает ясной картины, т.к. слушатели сами часто не способны нарисовать портрет идеального преподавателя. Именно поэтому в школах МВА такой высокий процент занимают «народные артисты», т.е. преподаватели, в совершенстве владеющие навыками ораторского мастерства, но их информация несет нулевую практическую пользу.
Завершая это небольшое рассуждение на бесконечно дискуссионную тему, сформулируем некоторые принципы хорошего подхода к выбору преподавателей для бизнес-школы.
1. Наилучшим преподавателем будет человек с опытом практической работы на руководящих должностях, имеющий системное мышление и ответственно относящийся к преподавательской деятельности.
2. Хорошая школа МВА устраивает регулярные гостевые лекции представителей бизнеса. При этом гораздо большей ценностью будут обладать малоизвестные бизнесмены, создавшие свой бизнес с нуля, нежели чем олигархи, которым достался уже готовый бизнес, чиновники, руководители крупных государственных организаций, популярные бизнес-тренеры.
Владимир Филиппов к.э.н., доцент Научный руководитель программы МВА Международной школы бизнеса и мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова
MBA.SU