Предсказание будущего — штука неблагодарная. Всегда есть шанс промахнуться мимо цели. Это замечательно продемонстрировал мировой кризис, свалившийся, как снег на наши головы. Его приход все дружно проморгали, хотя ряд экспертов все еще упорствует: мол, говорили, писали, предупреждали… Но результат от этого не меняется.
Многим из нас, занимающимся бизнес-образованием, крайне интересно узнать, как изменится после кризиса бизнес и какой продукт бизнес-школ будет востребован завтра. И здесь есть большой простор для анализа и прогнозов. Андрей Волков, ректор Московской школы управления «СКОЛКОВО» в интервью, опубликованном Begin group, считает, что основным трендом будущей деятельности бизнес-школ будет «сборка» программ под нужды корпораций. При этом он высказывает мысль о том, что бизнес-школа будет нести ответственность за будущее своего заказчика-корпорации.
Очевидно, что развитие производства товаров и услуг во всем мире идет по пути большей их индивидуализации, под запросы клиента. И для обслуживания крупного корпоративного клиента такой подход вполне годится. Более того, «сборкой» программ для корпоративных клиентов российские бизнес-школы не удивишь, это и в докризисные времена делалось ими с большим или меньшим успехом. Однако большинство (примерно, 60-70%) клиентов российских бизнес-школ – частные лица и «индивидуализация» программ МВА достигалась за счет предоставления слушателю возможности выбора специализации и набора курсов по выбору. В ВШМБ АНХ, например, количество таких курсов превышает сотню (лучший показатель в Европе). Получается, и этот тренд не нов.
Но вот в отношении ответственности бизнес-школ за будущее корпораций – мысль смелая и, на мой взгляд, небесспорная. Простой пример. Почти каждый из нас прошел обучение в автошколе, изучил устройство автомобиля, правила дорожного движения, поездил с инструктором по улицам города. Сдал экзамен, получил права и стал автомобилистом. Но ведь никому не придет в голову возлагать на автошколу ответственность за вашу будущую безаварийную езду. Может ли бизнес-школа, обучившая какое-то количество менеджеров корпорации, гарантировать ей положительные результаты работы в будущем? Конечно, нет, максимум можно говорить лишь о некоторой вероятности такого результата.
Что ждет бизнес-школы дальше? Первые 50 мировых бизнес-школ, по словам А. Волкова, «будут, прежде всего, искать людей, имеющих неординарный взгляд на происходящее в мире». Идея понятна: например, МГУ или Физтех только этим и занимаются, и за последние пятьдесят лет вырастили лучшие научные кадры в мире. Но могут ли бизнес-школы в России удовлетворить потребности современной экономики, ориентируясь только на одаренных людей? И кто будет готовить десятки тысяч вполне ординарных менеджеров?
Наконец, на вопрос «что делать?» ректор «Сколково» отвечает: «Бизнес-школы должны делать принципиально новые программы, которые будут готовить студентов к той модели бизнеса, которая будет через 5-10 лет». Эта мысль мне очень симпатична и ярко контрастирует с другой известной мыслью о генералах, которые всегда готовятся к прошедшей войне. Дело за малым – понять сейчас, какая модель бизнеса будет через 5-10 лет.
Вот тут мы снова сталкиваемся с прогнозом будущего. Можно ли было в 1999 году, 10 лет назад, спрогнозировать, как изменит бизнес (да что бизнес, всю жизнь современного человека) такая привычная сегодня штука, как Интернет? Боюсь, что к прогнозу на 10 лет вперед сегодня не готовы никакие бизнес-школы, а равно — никакие высоколобые эксперты и аналитики. Вспоминаю недавно рассказанную академиком А.Аганбегяном историю о попытках в 2000 году предсказать цену на нефть на пять лет вперед. Лучшие специалисты тогда дали революционный прогноз (и даже сами испугались своей смелости!) – нефть будет стоить…30 долларов. Результат – цена нефти дошла до $140.
Поэтому о прогнозах нам пока остается только иронизировать: «Погоду на завтра узнаете послезавтра». Думаю, что скорее всего, развитие программ бизнес-школ будет идти параллельно с изменением и развитием самого бизнеса. Желательно, если в России это будет происходить при его заинтересованной поддержке.