Если вы когда-нибудь покупали машину, то наверняка перед покупкой собирали информацию о разных моделях, вникали в их характеристики, сравнивали между собой. А как же иначе! Устройство сложное и недешевое, да и покупается не на год-два. Тут важны не только мощность мотора и расход топлива, но и клиренс, объем багажника и другие технические подробности. Возможность получения полной информации о приобретаемом товаре ни у кого не вызывает никаких вопросов, с ней можно без труда ознакомиться на сайтах автосалонов.
Вы спросите, к чему такой заход с покупкой автомашины? Процесс выбора программы МВА абсолютно аналогичен описанному процессу выбора автомашины: программа сложная, абсолютно важная по своему влиянию на дальнейшую жизнь покупателя, и вдобавок, уже вполне соизмеримая по цене. Но, как оказалось, различия есть и притом существенные.
Согласно опросу нашего портала, четверть посетителей при выборе программы в первую очередь обращают внимание на содержание программы. И мы в своих рекомендациях по выбору программы всегда советуем поступающим ознакомиться с учебным планом МВА. Не перечнем дисциплин на сайте, который никого ни к чему не обязывает, а именно с учебным планом, который является юридическим документом и утверждается руководителем бизнес-школы. Как теперь мы видим из писем, приходящих на портал, многие пытались последовать этому совету, но не всем это удалось. Конечно, можно физически приехать в одну-другую-третью и т.д. бизнес-школу, и там учебный план покажут. Но многие из нас уже давно живут в 21 веке, где есть интернет.
Оказалось, что на четвертом десятке российского бизнес-образования, подробные учебные планы исчезли с сайтов многих бизнес-школ. И для того, чтобы их получить, нужно не просто скачать с сайта бизнес-школы, как было совсем недавно, а нужно 1) написать в администрацию бизнес-школы и 2) ответить на встречные вопросы «кто вы?» и «вам это зачем?». И потом его, возможно, пришлют, если бизнес-школа решит, что вы вызываете доверие и перспективны в качестве потенциального слушателя. И попутно занесут вас в базу, чтобы потом донимать рассылками.
Последние годы бизнес-школы радостно отмечают: поступающий пошел въедливый, стремящийся докопаться до сути. И в это самое время, они другой рукой возводят барьер, мешающий получить информацию на этапе анализа и выбора нужного варианта.
Что произошло? Как учебный план в некоторых бизнес-школах вдруг оказался секретной информацией? Раньше подобная «секретность» случилась со стоимостью программ (об этом материал «Крестьянская хитрость. Почему бизнес-школы экономят на важной информации»), но это еще можно объяснить боязнью отпугнуть ценой. А учебный план, неужели в нём содержатся такие уникальные предметы, что даже их названия, будоражат воображение конкурентов?
Вариантов ответа может быть несколько, но если доступ к какой-то информация ограничивается, значит на это имеются веские причины. В ходе приватных разговоров с представителями бизнес-школ мы и раньше слышали высказывания вроде: «А зачем это им знать? Какие нужно дисциплины, такие и включим — нам виднее» или «Укажешь часы — начнутся вопросы, почему это так, а не эдак». В таких ответах явственно проступает профессиональное высокомерие, мол, что дадим, то и будут учить. Другая версия совсем прозаична: главное заполучить поступающего в стены школы, авось поленится еще куда-то ездить. Такое ограничение, безусловно, не только затрудняет для поступающего возможность сравнивать учебные планы разных школ между собой в попытках подобрать себе наиболее подходящий вариант, но и ограничивает возможность предметной критики содержания. Ведь одно дело хвалить свою программу с использованием всего арсенала эпитетов в превосходной степени (маркетологи их переписывают друг у друга), а совсем другое — показать реально, какие курсы скрываются за этой вывеской. Поэтому многие бизнес-школы твердо стоят на страже своих рубежей — учебных планов.
Стоп, коллеги, а вы не забыли, что бизнес-образование является прикладным, и по-прежнему, стоит на фундаменте бизнеса, а тут профессионалами выступают как раз те, кто приходит в бизнес-школу? Тем более, что в отличие, например, от американского МВА, у нас учатся далеко не зеленые выпускники вузов.
Не стоит забывать и о том, что новые поколения будущих слушателей, особенности которых любят обсуждать на различных конференциях и форумах, не хотят, чтобы их держали за болванчиков и давали то, что решит «большой дядя». Тем более, что они платят за всё. Доходит до смешного: сайты многих бизнес-школ, которые превратились в лендинг-завлекалочки, пестрят значками инфографики в сопровождении тезисов (обязательно заглавными буквами): «ВЫ УЗНАЕТЕ», «ВЫ НАУЧИТЕСЬ», «ВЫ СМОЖЕТЕ», а по делу, кроме картинок и кнопки «зарегистрироваться на программу» — ничего. Да, маркетинг говорит, что должен быть призыв к действию, это правильно. Но покупать кота в мешке?
Наверное, некоторым участникам рынка стоило бы снять корону знатоков вопроса «чему учить» и понять, что выбирающие программу, хотят свободно получать информацию о программе МВА, не доказывая администрации бизнес-школ, что имеют право знать о свойствах услуги, за которую будут платить Тем более, что почти все из бизнес-школ декларируют приверженность к открытости и клиентоориентированности (и даже гордятся своим членством в PRME ).
Александра Хомякова
MBA.SU