
Согласно опросам портала mba.su, выбирая программу MBA, потребителям важно понимание места бизнес школы в рейтингах. Кроме того, на выбор бизнес-школы влияет престижность диплома МВА, ценность степени МВА у работодателя и т.д. Глубокое представление о «кухне» МВА дают качественные показатели учебного процесса на МВА в бизнес-школах, такие как, например, Народный рейтинг бизнес-школ.
Портал «МВА в Москве и России» (mba.su) ежегодно замеряет показатели учебного процесса на МВА, основываясь на оценках выпускников МВА в ходе традиционных ежегодных опросов. С февраля по май 2023 года нами было опрошено 928 выпускников программ МВА и Executive MBA из 36 бизнес-школ школы десяти регионов России.
Опрос был добровольным, он проводился среди выпускников 2020-2021 гг., при содействии ассоциаций бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-образования. Для того, чтобы результат обучения мог проявиться в полной мере, оценки обычно запрашиваются через 2-3 года после завершения обучения. Опрос выявил мнение по следующим показателям:
- содержание программы с точки зрения абсолютно новых знаний
- преподавательский состав
- практическая применимость знаний
- сложность выполненных проектов
- доступность преподавателей и их помощь в освоении учебного материала
- онлайн-поддержка обучения со стороны бизнес-школы
Оценки давались по десятибалльной шкале, результат — среднеарифметическое значение, округленное до сотых долей. В пределах одинаковых значений бизнес-школы расположены по алфавиту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы, ее учебный план составляется, исходя из понимания руководством и ключевыми преподавателями школы актуальности проблематики бизнеса, наиболее часто встречающихся проблем, существующего передового инструментария и методик в менеджменте, маркетинге, финансах, и других сферах бизнеса. Слушатели имеют возможность, в определенных пределах, содействовать изменениям в наличии тех или иных курсов программы, их объема, — это зависит от уровня подготовленности группы, поскольку базисный уровень знаний у слушателей разный, и не всегда у всех он актуален.
Многие «неглубокие» критики программы МВА обвиняют ее в излишней, по их мнению, «теоретизированности», противопоставляя, чаще всего, курсы-скороспелки (как правило, дистанционные), в которых, мол, только стопроцентная «практика». Здесь не нужно забывать, что МВА — программа мировоззренческая, дающая прочные основы знаний и навыков, а тут без теоретической базы не обойтись. После учебы в вузе многое в экономической теории и финансах успели подзабыть, а кто-то и вовсе не знал (например, выпускники медицинских, театральных и др.). Более того, из практики известно, что одна часть группы слушателей (примерно половина) просит «побольше практики, т.к. мы всё знаем», а другая — «дайте теорию, основы, практики у нас на работе выше крыши».
Оценивая содержание программы МВА, выпускники оценивали ее полезность для себя, насколько эффективно она дала ответы на существовавшие вопросы и научила решать практически задачи бизнеса.
Что в итоге?По сравнению с предыдущим годом заметно снижение оценок, которое можно объяснить ростом образовательного уровня поступающих на программы МВА и Executive MBA. Как правило, к моменту поступления будущие слушатели уже имели хороший уровень подготовки: прошли различные тренинги, принимали участие в семинарах и конференциях.
ТОП-9 по показателю «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ»
Московская школа управления «Сколково» | 8,89 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 8,77 |
Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) — программа Executive MBA,(Владивосток) | 8,72 |
Бизнес-школа Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ), Екатеринбург | 8,69 |
Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (далее — РАНХиГС) | 8,64 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 8,63 |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Санкт-Петербург | 8,62 |
Институт АМИ- программа AEMBA (Санкт-Петербург) | |
Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» (далее — НИУ ВШЭ) | 8,60 |
Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ГУУ) | 8,55 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС |
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Преподавателей выпускники МВА и ЕМВА обычно оценивают достаточно высоко (в целом, выше, чем, например, содержание программы). Это вызвано, в первую очередь, тем, что в отличие от привычного образа вузовского преподавателя, занимающегося в основном, чтением лекций, преподаватель бизнес-школы – носитель совсем иной культуры преподавания. Совмещая в своём лице специалиста с глубокими теоретическими знаниями и практика бизнеса, он ведет со слушателями диалог, вовлекая их в обсуждение самых актуальных проблем бизнеса, показывая достоинства и недостатки различных решений и, находя вместе со слушателями, оптимальные.
В ведущих бизнес-школах с большим числом слушателей такая оценка выше, т.к. желающих преподавать там много и отбираются самые лучшие. Небольшие бизнес-школы, которые не могут похвастаться «звёздным» составом преподавателей, говорят о большом количестве экспертов из бизнеса. Эксперт — фигура важная с точки зрения новых практических знаний, однако он, как правило, слабо включен в учебный процесс, не всегда владеет методикой преподавания, и не отвечает за учебный результат.
ТОП-9 по показателю «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ»
Московская школа управления «Сколково» | 9,67 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 9,60 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 9,40 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 9,39 |
Институт АМИ- программа AEMBA (Санкт-Петербург) | 9,31 |
Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург) | 9,27 |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | 9,26 |
Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург) | 9,23 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 9,21 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Семьдесят три процента выпускников обследованных бизнес-школ оценивают практическую применимость полученных знаний на «отлично», 27% — «хорошо». Этот факт опровергает расхожие высказывания в СМИ о том, что выпускники получают на МВА только теоретические знания, мыслят схемами и шаблонами, и поэтому сталкиваются с трудностью принятия решений на практике.
ТОП-9 по показателю «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ»
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 9,29 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 9,20 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 9,19 |
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС | 9,18 |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | 9,11 |
Московская школа управления «Сколково» | |
Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург) | 9,08 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | |
Высшая школа менеджмента СПбГУ, Санкт-Петербург | |
Академия «Технологий Доверия» (ранее — Академия PwC) | 9,00 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | |
Институт АМИ- программа AEMBA (Санкт-Петербург) | |
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС (бренд Кингстон/ РАНХиГС) | 8,97 |
Плехановская школа бизнеса «Интеграл» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова | 8,92 |
СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Большинство проектов, выполняемых в течение обучения, тематически привязаны к изучению тех или иных дисциплин, и как правило, делаются на материале собственной компании. Это дает слушателю возможность уже в ходе обучения, менять взгляд на существующие в компании бизнес-процессы и предлагать более эффективные решения.
Большинство бизнес-школ предлагает своим слушателям прорабатывать ключевые темы программы на примере собственной компании. По идее это правильно, но есть детали, влияющие на результативность такого подхода. Идеальный вариант — если слушатель — владелец компании или топ-менеджер, т.е. лица, принимающие стратегические решения. Если слушатель — менеджер среднего звена или линейный менеджер с небольшими служебными полномочиями, ситуация сложнее. Но если такой слушатель учится на МВА, не ставя в известность руководство своей компании, то проверить ему свои знания на практике не получается.
В этом случае бизнес-школа должна предоставить таким слушателям возможность практической проработки темы в составе группы на базе реальной компании кого-то из слушателей. Или подготовить учебный проект на базе партнерской компании. Последний из них, и другие варианты отработки навыков, используются сильными бизнес-школами и требуют от них привлечения значительных ресурсов.
Бизнес-школы с ограниченными организационными и/или финансовыми возможностями вынуждены давать короткие задания, которые также часто называют «проектами». Поэтому параметр «сложность выполненных проектов» однозначно говорит о глубине проработки темы, качестве учебного процесса.
Важная тема — соответствие сложности проектов уровню подготовленности слушателей и способность бизнес-школы гибко его отслеживать. «Сильные» слушатели оценивают проекты в ходе обучения в бизнес-школе, как более легкие. Как правило, они бывают недовольны слишком легкими заданиями, если таковые случаются. Результаты опроса показывают, что слушатели оценивают всех бизнес-школ оценивают проекты, как не слишком сложные.
ТОП-9 по показателю «СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ»
Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург) | 8,27 |
Бизнес-школа УрФУ (Екатеринбург) | |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 8,21 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 8,20 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | |
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС | 8,19 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 8,17 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России | |
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф.Устинова (Санкт-Петербург) | 8,16 |
Институт АМИ- программа AEMBA (Санкт-Петербург) | 8,15 |
Высшая школа международного бизнеса Самарского университета (Самара) | 8,14 |
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС | 8,12 |
ДОСТУПНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИХ ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ МАТЕРИАЛА
Во время обучения на МВА возникает много вопросов, требующих разрешения, и важна оперативная возможность получать ответы на них. Поэтому доступность преподавателя для слушателей играет важнейшую роль. Преподаватели – люди занятые, помимо занятий в бизнес-школе (иногда — в нескольких), многие из нештатных преподавателей-практиков ведут консалтинговую деятельность, пишут статьи и книги, выступают на конференциях и т.д.
В большинстве бизнес-школ существуют учебные порталы, где слушатель может, в том числе, связаться с преподавателем онлайн и получить необходимую консультацию.
ТОП-9 по показателю «ДОСТУПНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИХ ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ МАТЕРИАЛА»
Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург) | 9,50 |
Московская школа управления «Сколково» | 9,44 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 9,36 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 9,35 |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | 9,33 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 9,30 |
Высшая школа бизнеса КФУ (Казань) | 9,27 |
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС | |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 9,25 |
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск) | |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | |
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ | |
Русская школа управления | |
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС | |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России |
ОНЛАЙН-ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ СО СТОРОНЫ БИЗНЕС-ШКОЛЫ
У многих бизнес-школ есть учебные порталы, в которых слушатели имеют возможность общаться с преподавателями и между собой, получать задания и консультации, загружать результаты своей работы. От того, насколько пользование им удобно для слушателя и позволяет быстро получать необходимую информацию, зависит качество усвоения материала. Как видно из таблицы, оценки этого параметра, в целом, достаточно высоки.
ТОП-9 по показателю «ОНЛАЙН-ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ СО СТОРОНЫ БИЗНЕС-ШКОЛЫ»
Московская школа управления «Сколково» | 9,56 |
Академия управления Школы экономики и менеджмента ДВФУ — программа Executive MBA (Владивосток) | 9,55 |
City Business School | |
Высшая школа бизнеса НГУЭУ (Новосибирск) | 9,39 |
Русская школа управления | 9,36 |
Бизнес-школа ВАВТ | 9,33 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 9,31 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | 9,29 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | |
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС | 9,27 |
Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова | 9,26 |
Как это может помочь?
Следует отметить, что приведенные данные не являются и не могут рассматриваться в качестве какого-либо рейтинга бизнес-школ, поскольку для рейтинга важны оценки, отражающие результат обучения, а не его процесс. Тем не менее, полагаем, что такая информация будет небесполезна для тех, кто планирует поступать в бизнес-школу и выбирает программу МВА, поскольку обращает их внимание на заведомо неочевидные для новичков, но критически важные составляющие учебного процесса.
Источник: «Business Excellence» Август 2023
ВСЕ ОЦЕНКИ полностью смотрите здесь»
Сергей Мухин, MBA.SU
Business Excellence, 08/2023