Если раньше степень МВА рассматривалась как возможность сменить профессию, то сейчас это все больше становится логичным звеном на пути развития карьеры. Как отмечает в интервью “ФП” президент Российской лиги МВА, директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ при Правительстве РФ Юрий Анатольевич Тазов, при выборе бизнес-школы следует ориентироваться на российские программы МВА. Уступая по некоторым параметрам западным школам, они, тем не менее, выигрывают в главном — только российские программы учитывают специфику российского бизнеса, а значит, позволяют более эффективно применять полученные знания на практике.
— Как вы считаете, является ли в России степень MBA условием карьерного роста?
— В России диплом МВА, в отличие от ведущих западных стран, в общем, пока не является необходимым условием продвижения человека на топ-позиции. Вместе с тем стоит отметить, что растет число российских компаний (в основном это касается средних и крупных), в которых наличие степени МВА рассматривают как условие занятия сотрудником определенных высоких должностей.
— Имеют ли соискатели, получившие МВА-образование, конкурентные преимущества на российском рынке труда?
— По моим наблюдениям, имеют. Наличие степени МВА при прочих равных характеристиках кандидатов часто является решающим фактором при принятии решения о приеме на работу.
Но проблема, как мне кажется, в другом: МВА-образование – явление для России новое, и работодателей, понимающих, что это такое и какая от него польза, пока не так много. Однако российский бизнес развивается быстро, и число “продвинутых” руководителей, оценивших значение МВА для повышения эффективности управления бизнесом, растет на глазах.
— Как бы вы оценили качество российских программ MBA?
— МВА для России — продукт молодой, тогда как на Западе образование по программам МВА имеет 100-летнюю историю. Естественно, что российские программы еще кое в чем уступают западным (например, в организации учебного процесса, количестве и разнообразии форм практических занятий, в использовании явно недостаточного числа кейсов из практики российского бизнеса и др.). Однако альтернативы им на российском рынке нет — только отечественные программы учитывают специфику бизнеса в России. А это ключевой момент. Как правило, выпускникам западных школ сложнее устроиться на работу в российскую компанию — им труднее приспособиться к многовариантности и динамике нашего бизнеса.
— Ваши рекомендации при выборе бизнес-школы?
— Принимая решение, какую школу лучше выбрать, стоит рассмотреть следующие параметры:
- репутация школы, длительность ее работы на рынке бизнес-образования;
- профиль школы;
- портрет слушателей (какие они занимают должности, представляют отрасли, регионы) – это опыт и связи тех, с кем вы будете учиться, которые, несомненно, окажутся полезными для вашей дальнейшей карьеры;
- профессорско-преподавательский состав (в авторитетной школе штатные преподаватели составляют не менее 10-25%, остальные – приглашенные специалисты из компаний реального бизнеса);
- количество учебных часов: кейсы/лекции/самостоятельная работа (чем больше практики и игровых форм обучения, тем лучше);
- число представленных на выбор курсов (в качестве ориентира – в ВШМБ АНХ их 76);
- место школы в рейтингах (стоит ориентироваться на первые 5-10 школ).
Н. Маскина
Фармперсонал, №16, 30 августа 2005