Казалось бы, про обучение на программе МВА мы знаем почти все. Большинство поступающих обнаруживает недюжинные познания в различных областях бизнес-знаний, без труда оперирует названиями бизнес-курсов, фамилиями известных бизнес-тренеров. А вот процесс обучения, как правило, не обсуждается. Да и так все понятно: во многих школах бизнеса он не слишком далеко ушел от вузовской триады «лекция-семинар-экзамен». Устойчивое употребление в бизнес-школах глагола «читает курс» применительно к работе того или иного преподавателя не случайно. Эта риторика сразу вызывает из памяти лекцию и вузовского лектора. В бизнес-школах прижилась модель программы МВА, когда-то остроумно прозванная «росконцертом»: «звезды», сменяя друг друга, «зажигают» в аудитории, а доведенные до экстаза слушатели смеются и плачут…
Неоднократно доводилось встречать выпускников МВА разных школ бизнеса, которые, начав с воодушевлением вспоминать яркие моменты своего обучения на программе, потом с поскучневшим лицом признавались, что применить знания из шоу-программы не всегда получалось — «зато весело было!»
Почему менеджеры, закончившие ведущие западные бизнес-школы, ценятся российским бизнесом? Скорее всего, не потому, что для кого-то такой диплом выглядит престижнее, а потому, что известно — учиться в них нелегко и подготовка в итоге получается серьезной. Достаточно послушать рассказы тех, кто прошел горнило международных программ МВА. «Практически на ночь дается задание прочитать кейс на 70 листов английского текста, провести обсуждение в группе, и предложить решение к 9 утра», «письменный анализ нужно опустить в специальный ящик до 12 часов такого-то дня, в 12.01 — он считается незасчитанным» и т.д. Вы наверняка слышали подобные рассказы. Нет поблажек, жесткий ритм, глубокое изучение литературы, обилие письменных аналитических работ с использованием различных инструментов, больший объем материала отдается на самостоятельное изучение. Нельзя сачкануть! Мало того, за пропущенные занятия и несданную работу могут и из школы отчислить.
Администрация российских бизнес-школ, напротив, суперлояльна к «клиенту». Да, мы понимаем, трудная работа, мало времени, командировки и т.д. Не успели подготовиться — ничего, вы хотя бы придите на занятие! Посидите, вникните в предмет и через час уже сможете участвовать в обсуждении! Если спросить любого преподавателя российской бизнес-школы о причинах, мешающих получить эффективный образовательный результат, одной из них (если не главной) наверняка назовут плохую проработку материала слушателями — «мало читают». Преподаватели знают: можно дать целый список вспомогательной литературы для освоения темы, а хорошо, если прочитают одну «раздатку», да и то, если в ней не очень много страниц. Если и дальше так пойдет, то это превратится в «МВА — эсэмэской!», как горько шутит один очень уважаемый профессор.
В последнее время бизнес-школы сокращают число аудиторных часов на своих программах, перенося значительную часть материала на самостоятельное изучение. Это, пожалуй, первый шаг к реальному обучению взрослых людей. Без лекций и лектора программа МВА, эта «отличная возможность вернуть молодость и вновь почувствовать себя студентом», как пишут в отзывах выпускники бизнес-школ, явно потеряет свой ностальгический ореол.
Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА
Ведомости