Это заблуждение – думать, что все российские бизнес-школы похожи, а предлагаемые ими программы сделаны «под копирку». Да, существуют единые государственные требования к МВА, а преподаватели читают курсы параллельно в нескольких учебных заведениях. Однако на самом деле установки, учебные планы и даже методы обучения в разных школах могут существенно отличаться.
Платить или инвестировать?
Практика выбора бизнес-школы в России основывается на простых и нередко малозначимых для развития карьеры установках. Так, на Западе решающим фактором является среднестатистический рост доходов выпускников после завершения обучения. У нас слушатели считают достаточными следующие причины: «эту школу посоветовали знакомые», «добираться от работы до школы 15 минут», «высокая цена гарантирует качество». Подобный подход разумен с точки зрения человека, совершающего разовую покупку. Действительно, нелепо записываться в школу, находящуюся вдали от дома и работы или оплачивать заведомо слабую программу. «Покупая товар в магазине, можно зря потратить деньги, но при неудачном выборе бизнес-школы, слушатель тратит не только средства, но и драгоценное время», — отмечает Александр Чеканский, профессор Института бизнеса и делового администрирования АНХ. Тем не менее, образование — это «брак по расчету», здесь результат нужно просчитывать на годы вперед.
Нередко слушатель реагирует на «упаковку» бизнес-школы, вместо того, чтобы оценивать ее «содержание», руководствуется случайными критериями. Можно ли как-то систематизировать процесс выбора, выделив приоритетные моменты? Наверно, в ситуации отсутствия вызывающих доверие рейтингов и исследований эффективности менеджеров с МВА с это непросто. Однако две установки необходимо соблюдать. Во-первых, следует избавиться от психологии покупателя и почувствовать себя инвестором. Во-вторых, необходимо научиться планировать карьеру в долгосрочном периоде и выбирать ту программу, которая будет максимально способствовать реализации собственной жизненной стратегии.
Известный бренд
Чем определяется престиж таких «мировых столпов» бизнес-образования, как Harvard, Wharton, LBS или INSEAD, в глазах будущих слушателей? Выпускники каждой из этих школ получают по 5-7 предложений о трудоустройстве от крупнейших корпораций. Таким образом, абитуриент учебного заведения покупает не только качественное образование, но и гарантию стабильной высокооплачиваемой работы. Бренд школы способствует продвижению выпускника, а успехи бывших слушателей создают положительный имидж школы в обществе. «Для ведущих западных школ слушатели — это, прежде всего, продукт. Школа должна его переработать, повысить качество, улучшить содержание, предложить на рынке труда. Но конечным клиентом, безусловно, является работодатель, — объясняет Андрей Кулинич, профессор департамента образования Moscow Business School. — Напряженная учеба развивает у слушателей те компетенции, которые будут востребованы в будущем. Этим и определяется личный успех каждого».
Узнаваемость ведущих российских школ в среде отечественных работодателей, увы, невысока. Пока можно говорить лишь о локальных брендах и известности учебных заведений в тех компаниях, где работают их выпускники, либо где проводятся корпоративные программы обучения. «Бизнес-школы, объединенные брендом АНХ, воспринимаются в деловом сообществе как единая структура. Пока лишь некоторые HR-ы могут с уверенностью утверждать, что предпочитают нанимать выпускников конкретной школы», — считает Владимир Фальцман, руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ. Так, для РНВШУ это в первую очередь представительства немецких фирм в Москве или, например, Сбербанк.
Можно ли спрогнозировать, бренды каких отечественных школ станут широко узнаваемы через 5-10 лет? «Российское бизнес-образование молодо, но выпускников программ МВА становится все больше, в том числе и среди работодателей. Тенденция роста известности отдельных школ все-таки есть, — говорит Александр Чеканский. — Условно говоря, если школа ежегодно выпускает 50 человек, то через три она станет известна в 150 компаниях. Соответственно, при ежегодном выпуске 200 человек, это число уже возрастает до 600. Кроме того, стабильно высокий набор на программы МВА одной школы свидетельствует о достойном уровне обучения».
Дефицит высококвалифицированных управленческих кадров в России пока позволяет обладателям дипломов МВА претендовать на перспективные позиции. Тем не менее, уже сейчас есть основания предполагать, что через несколько лет начнется конкуренция между выпускниками бизнес-школ. И тогда именно бренд бизнес-школы станет важнейшим критерием, в первую очередь для работодателя.
Качество преподавания
Государственные требования, предъявляемые к российским программам МВА, устанавливают набор и продолжительность обязательных дисциплин. Однако бизнес-школы тем и отличаются от вузов, что способны в рамках стандарта предлагать что-то инновационное. Например, уникальные специализации, интересные стажировки за рубежом, двойные дипломы. В результате многие менеджеры выбирают именно конкретную программу, начиная с просмотра учебного плана на сайте школы.
По данным РНВШУ, 70% опрошенных поступают на программу МВА для того, чтобы восполнить пробелы в своем образовании; 60% стремятся систематизировать знания и опыт; половине нужны навыки эффективного менеджмента; и 13% приходят расширить свой кругозор. «Совершенно очевидно, что столь разноплановый запрос сложно удовлетворить полностью в рамках одной программы. Фундаментальные знания лучше получать в школе, основанной на базе крупного университета, — считает Ирина Омельченко, декан факультета инженерного бизнеса и менеджмента МГТУ им. Н.Э. Баумана. — Эти учебные заведения располагают опытным профессорско-преподавательским составом, который в большинстве своем приходит из головного вуза».
Кроме того, добавляет Владимир Фальцман, особенностью хорошей школы является наличие собственных научных разработок и системообразующего курса, вокруг которого выстраивается вся программа. В этом случае еще на стадии выбора будущие слушатели знакомятся с основной концепцией, в рамках которой будет проходить обучение. Монографии и научные статьи преподавателей позволяют узнать об их опыте и взглядах на современный менеджмент.
Школы и отдельные программы, имеющие международные аккредитации — АМВА, AACSB или EQUIS — активно сотрудничают со своими зарубежными партнерами, привлекают иностранных профессоров. «Наличие аккредитации свидетельствует о том, что программа выдержала серьезную проверку на международном уровне», — утверждает Александр Чеканский.
Сегодня уже уверенно можно говорить о том, что содержание программ и качество преподавания в ведущих российских школах бизнеса ничуть не хуже, чем, например, в ряде европейских школ. Но насколько применимы международные стандарты преподавания в группах, не проходивших тестирования с помощью GMAT? Все-таки за рубежом не только слушатели выбирают школу, но и школы предъявляют жесткие требования к своим абитуриентам, закрывая двери перед теми, кто недобрал проходных баллов.
В отечественных школах градация слушателей происходит только по наличию управленческого опыта — менеджеры высшего звена идут на программы Executive MBA, остальные — на МВА. В то же время стабильный спрос на программы формата mini-MBA свидетельствует о том, что отработка конкретных управленческих навыков и знакомство с основами менеджмента до сих пор актуальны для широких слоев российского бизнеса. «Выбор бизнес-школы тесно связан с дальнейшими целями человека: где он собирается работать, чего стремится достичь в ходе обучения, какие знакомства и связи намеревается приобрести в процессе учебы. Аналогично подбирается и программа», — резюмирует Андрей Кулинич.
Возврат инвестиций
В России, где образовательные кредиты еще не приобрели широкой популярности, цена программ бизнес-школы для многих является решающим фактором. «Я бы посоветовал в первую очередь обращать внимание на степень возврата инвестиций, и исходить не только из текущих финансовых возможностей, — уверен Андрей Кулинич. — Иногда излишняя экономия оборачивается бессмысленной тратой денег». Стремление получить диплом всегда объясняется желанием слушателя повысить свою стоимость на рынке труда. При ежегодной зарплате в $50-60 тысяч в год рост даже на 20% окупает стоимость средней программы МВА. Если посчитать прибавку за два года, соответственно, появляется возможность выбирать уже из ценового диапазона в $20-25 тысяч. А это уже ценовой уровень лучших программ МВА в России. Таким образом, эффективный возврат инвестиций — объективный критерий выбора будущей программы обучения. Согласно этому принципу, нужно платить только за те знания, которые принесут прибыль в дальнейшем. А для этого, выбирая программу, нужно четко представлять, в каком направлении и на каком уровне будет развиваться карьера по окончании школы.
Безусловно, не стоит забывать и о возможности прибегнуть к кредиту на образование. «Во всем мире это обычная практика, но россияне пока предпочитают оплачивать получение степени МВА из собственных сбережений, либо учатся на деньги компании. Слушатели настороженно относятся к возможности брать кредиты, — считает Ирина Омельченко. — Традиция обучения в долг еще только-только формируется». С этим мнением соглашается Владимир Фальцман, утверждая, что наши граждане, пережившие нестабильные 90-е, до сих пор испытывают неуверенность в завтрашнем дне.
«Необходимо менять взгляды руководителей школ на распределение рекламных бюджетов и тратить средства не только на привлечение слушателей, но и формирование позитивного восприятия работодателем диплома МВА. Словом, больше рекламировать успехи своих выпускников», — рекомендует Андрей Кулинич. Такой подход позволит установить более прочные связи с компаниями, и у выпускников появится гарантия возврата средств, вложенных в обучение.
Каждый абитуриент сам для себя формулирует, какая школа наиболее подходит для воплощения в жизнь его карьерных планов. Но, разумеется, не стоит игнорировать и стандартную схему: посещение дня открытых дверей, знакомство с выпускниками и преподавателями, советы знакомых. Главное в этом круге не забыть, что бизнес-образование — это долгосрочное капиталовложение, которое будут приносить дивиденды в течение всей жизни.
Юлия Беловицкая
«Элитный персонал»