
Др. Mитали Миттра
Директор программы Pan Asian MBA
Director, Kingston/RANEPA Pan- Asian MBA
Модуль по операционному менеджменту в рамках Pan-Asian MBA Центра международных программ МВА ИУ РАНХиГС, сочетает теоретическое обучение с практическими посещениями ведущих производственных предприятий, что значительно способствует развитию профессиональных компетенций студентов и углублению их понимания реальных бизнес-процессов.
Такое комбинирование позволяет не только освоить ключевые концепции управления операциями, но и увидеть их применение на практике, что способствует формированию навыков критического мышления и принятия эффективных управленческих решений. В рамках модуля студенты дополняют теоретические знания практическими, посещая ведущие промышленные предприятия. Недавно они посетили два значимых объекта в Тульском регионе — завод Группы IEK в Ясногорске, один из крупнейших центров электротехнического производства в России, а также автозавод Haval Motor Rus, который активно привлекает иностранные инвестиции.
На предприятии Группы IEK, занимающем площадь более 13 000 кв.м., оснащённом современными робототехническими комплексами и IT-системами управления производством, студенты наблюдали процесс изготовления корпусов для электрощитов, металлических лотков и аксессуаров для кабельных систем.

Они ознакомились с многоступенчатыми процедурами контроля качества — от лабораторных испытаний до сборки, отметили приверженность завода автоматизации и локализации, а также пообщались с инженерами-дизайнерами, изучили возможности стажировок и обучения. Особое внимание уделялось постоянной модернизации и расширению ассортимента продукции предприятия.
Экскурсия продолжилась на заводе Haval. Комплекс Haval, занимающий площадь 183 200 кв.м., включает цеха штамповки, сварки, окраски, сборки, производства компонентов, а также моторный завод; мощность предприятия — до 150 000 автомобилей в год. Завод является примером интеграции ведущих технологий автоматизации, робототехники, контроля качества, энергоэффективных инноваций, собственных исследований и разработки, а также локализации, что делает его одним из самых передовых автопредприятий России.
Говорят слушатели программы:
Черноситов Игорь, главный инженер, Финансовый сектор Сбербанка:
«Хорошо, что заводы были разные по масштабам и нам удалось посмотреть как внедряется LEAN на производстве, где заняты как 1300 человек (IEK) так и где занято 5 тысяч человек (Haval). По уровню роботизации, кстати, заводы тоже разные. Однако бережливое производство внедрено и там, и там. Запомнилось как это сделано в IEK — бумажные карточки рабочих с отметками их компетенций (для распределения в сменах/бригадах), бумажные графики план/факт … очень ценным было услышать мнение директора производства о ключевых моментах в lean и управлении проектами. Визит на Haval же позволил увидеть как из листа металла «рождается» автомобиль. Выезд на предприятия — важный элемент обучения, демонстрирующий применение теорий в рабочих условиях».
Руссол Алексей, директор по работе с ключевыми клиентами ФЕСКО (РОСАТОМ), (CEO-2):
«Посещение IEK GROUP и Haval Motors Manufacturing Russia под Тулой оказалось настоящим «живым пособием» по операционному менеджменту. Уже на входе удивила продуманная логистика: чёткие маршруты потоков материалов и людей, цифровые табло с реальным временем тактов, визуальный менеджмент на каждом шагу.
Мы буквально почувствовали, как теории о потоке создания ценности и бережливом производстве (Lean) превращаются в работающие инструменты — от канбанкарточек на складах IEK до Andonсигналов на сборочных линиях Haval. Каждый завод подсветил разные грани дисциплины. На IEK GROUP мы увидели, как модульная организация рабочих мест и быстрая переналадка оборудования дают гибкость при производстве десятков SKU в день: отличный пример массового кастомизированного производства (mass customization).
На площадке Haval впечатлил почти полностью «закольцованный» JITконтур: компоненты приходят на линию точно к нужному такту, а встроенные станции PokaYoke мгновенно отбраковывают несоответствия. Разговоры с мастерами смен показали, как кайдзенкультура поддерживается через ежедневные «пятиминутки», а данные OEE висят в открытом доступе и обсуждаются всей командой.
Эти практические инсайты уже помогают «приземлить» модели, которые мы изучаем на занятиях MBA: теперь за формулами выравнивания загрузки, EOQ или «теорией очередей» стоят конкретные цеха, люди и решения. В дальнейшем на курсовых и в работе я смогу опереться на увиденные best practices, чтобы точнее рассчитывать потоки, обосновывать инвестпроекты по автоматизации и вести диалог с производственниками «на одном языке». А главное — появилось ощущение, что операционный менеджмент — это не абстракция, а драйвер конкурентного преимущества, который реально можно измерить, улучшить и превратить в ценность для клиента».
