Народный рейтинг был создан в 2010 году, как независимый ежегодный рейтинг бизнес-школ, оценивающий удовлетворенность выпускников обучением, и существует более 12 лет. В этом качестве он признан, имеет огромное число ссылок в СМИ и является ориентиром для многих поступающих в биззнес-школы на МВА и Executive MBA.
Непростые времена и рост конкуренции между бизнес-школами за потенциальных клиентов вызывают к жизни желание что-то изменить в устоявшейся методике рейтинга. Эти вопросы и пожелания, как правило, начинаются со слов «А почему бы не…?» Мы собрали их вместе и отвечаем.
1. «А почему бы не пропустить Народный рейтинг в текущем году в связи с непростой ситуацией, а результаты 2021 года пролонгировать на этот год?»
— В текущем рейтинге собираются анкеты тех, кто закончил обучение не в этом году, а в 2018-2020, т.е. от 2 до 4 лет назад. Выпускники этих лет уже могут оценить свою удовлетворенность обучением в полной мере. Пролонгация результатов рейтинга прошлого года, в котором участвовали выпускники других лет (2017-2019 гг.) на текущий год, искажает картину удовлетворенности у последующих выпусков.
2. «А почему бы не проводить Народный рейтинг раз в 2 -3 года?»
— В дополнение к ответу на предыдущий вопрос. Оценки удовлетворенности выпускников от обучения на МВА меняются ежегодно, и нет смысла «разрывать» постоянный мониторинг. Задача рейтинга — давать потребителю свежие, а не устаревшие данные. Все известные рейтинги также ежегодные, и нет никаких оснований считать, что национальный рейтинг должен быть хуже зарубежных или менее информативным.
3. «А почему бы не привлечь для участия в анкетировании действующих слушателей программ МВА /ЕМВА?»
— Это невозможно. Рейтинг оценивает результаты обучения, в т.ч. изменение в карьере, динамику дохода, как минимум, через 2 года после окончания. Показатель «рост дохода» в мире является основным, т.к. оценивает результативность обучения в бизнес-школе. Люди идут в бизнес-школу, главным образом, за тем, чтобы больше зарабатывать, и это — очевидный факт. Оценить результат можно только мспустя некоторое время (повсеместно принято, 2-3 года).
4. «А почему бы временно не отказаться от показателя «рост дохода»? Есть много других критериев, например, число преподавателей, курсов, наличие аккредитаций, договоров с международными партнерами?»
— Потому, что эти все показатели являются описанием процесса, а в Народном рейтинге оценивается результат — удовлетворенность. Есть много примеров, когда, условно говоря, коридоры бизнес-школы завешаны дипломами и грамотами, судя по сайту и рекламе — хоть нобелевку давай, а оценки выпускников невысокие.
Поэтому нас не очень интересует, что находится в «черном ящике», важно то, что выпускники имеют на выходе. Процессный подход популярен у поставщиков услуг, а потребители оценивают их по результату. Как указывалось ранее, в школы бизнеса идут для того, чтобы результативно заниматься бизнесом.
5. «А почему бы не давать преимущества бизнес-школам, у которых есть аккредитации АМВА или НАСДОБР, ведь аккредитации — это показатели качества?»
— Аккредитация от серьезного аккредитующего органа это, безусловно, свидетельство качественно организованного процесса обучения. Однако, по закону ее прохождение не обязательно, и решение пройти аккредитацию является добровольным. Некоторые весьма уважаемые бизнес-школы с высоким уровнем оценки выпускниками, не имеют аккредитаций по разным причинам. Одним достаточно всемирно известного бренда ВУЗа, другие просто не видят для себя необходимости тратить финансовые и организационные ресурсы на ее получение, третьи — не верят организаторам. Разделять бизнес-школы по этому показателю, по нашему мнению, неправильно. Напомним: наш рейтинг замеряет удовлетворенность выпускников обучением на МВА, и только ее.
6. «Мы-то знаем, что на деле из себя представляет та или иная бизнес-школа, и не понимаем, почему они в рейтинге выше нас. А почему бы не устроить анонимный опрос деканов бизнес-школ, чтобы лучше ранжировать или ввести какие-то дополнительные критерии?»
— Каждая бизнес-школа считает себя ведущей бизнес-школой с высоким качеством обучения, что естественно. При этом многие считают, что знают доподлинно все недостатки своих конкурентов, вплоть до деталей наборов, организационных и финансовых проблем. Однако все эти ценные сведения не имеют никакого отношения к цели Народного рейтинга — оценке удовлетворенности выпускников. Т.е. опять-таки, мы анализируем сигнал на выходе из «черного ящика». Никакие опросы деканов на мнение выпускников не влияют (за исключением, рейтинга Eduniversal, в котором деканы бизнес-школ «нагоняют» друг другу голоса).
7. «А почему бы не уменьшить необходимое число анкет до 10-12, тем более, что выпускников стало меньше, и всё равно все школы дают заполнять анкеты только лояльным выпускникам?».
— Практика избирательного анонсирования опроса среди выпускников имеет место в ряде бизнес-школ, но занимаются этим далеко не все. То, что может проходить в зарубежных рейтингах с участием отечественных выпускников, не проходит дома. Манипуляции всегда заметны: от выпускников таких бизнес-школ анкеты в течение всего периода опроса приходят маленькими порциями, чаще всего по 2-3, при этом они содержат исключительно высшие оценки по всем показателям (напомним, в анкете 8 показателей учебного процесса и 7 — удовлетворенности результатом). И, как правило, таких анкет ровно столько, сколько было указано в минимальных требованиях к участию.
У ведущих бизнес-школ, которые не занимаются фальсификацией результатов, процесс подачи анкет выглядит по-другому. Их ассоциации, как правило, делают рассылку по полной базе выпускников, без изъятий, поскольку выпускников много, да и солидный имидж школы не позволяет обращаться с унизительными для профессионалов просьбами «поддержать школу». В результате, анкеты от выпускников приходят массово, при этом оценки разнятся (попадаются даже отрицательные!), что естественно и больше соответствует реальному положению вещей.
Повышать место в рейтинге только за счет лояльных выпускников со стороны школы — значит вводить в заблуждение будущих клиентов. Правда все равно вылезет, а надежный имидж зарабатывается не в Яндекс Директе. Мы стараемся диверсифицировать каналы получения информации, ищем и опрашиваем выпускников независимо от бизнес-школ чтобы будущие слушатели имели более адекватное представление о качественных программах МВА и Executive MBA.
Сергей Мухин
MBA.SU