
В мае с.г. консалтинговая компания Strategy Partners представила отчет об исследовании рынка бизнес-образования — «Оценка объемов и прогноз развития рынка бизнес-образования России». Отчет во-многом весьма реалистичный, однако не свободный от неточностей, которые меняют интерпретацию фактов.
Рассмотрим вывод «Высокая неопределенность и «омоложение» руководителей приводят к росту популярности коротких и гибких программ с быстрым результатом для слушателей».
Вроде все правильно, но. Покажите мне «короткие и гибкие» программы для руководителей, которые дают «быстрый» результат. Они существуют в природе? МВА и ЕМВА короткими программами не назовешь, 1,5-2 года. Программы AMP и GMP, в теории, могут длиться от 2 недель до 4 месяцев, а у нас в России их продолжительность соизмерима с программой ЕМВА.
Быстрый результат дадут, пожалуй, только тренинги, сфокусированные на отработке какого-нибудь отдельного навыка руководителя. Все остальное требует времени и труда руководителя, поэтому «быстрый результат» оставим рекламе пятновыводителей и стиральных порошков. Хотеть-то он может, но наша задача правильно ориентировать будущих руководителей.
Утверждение, что «длинные обучающие программы не позволяют своевременно применять знания» старо, как мир, и абсолютно ложно. Оно исходит из дилетантского представления о том, что, якобы, не закончив программу целиком, полученные знания нельзя применить. Более, чем тридцатилетняя практика МВА построена как раз на немедленном внедрении получаемых знаний и навыков в практическую деятельность, по ходу обучения. Для этого существуют курсовые работы и проекты.
В прогнозах будущего бизнес-образования традиционно на центральную роль ставят расширение и развитие форм онлайн-обучения. Безусловно, совершенствование чего-либо — процесс бесконечный. Однако тут же приходится упомянуть «синдром цифровой усталости» или «цифровое выгорание». Как бы мы не стремились превратить наш мозг в компьютер, нам это не удастся — 74% опрошенных россиян испытывают синдром цифровой усталости. Это — естественный ограничитель распространения онлайн-образования, и первые звонки этого уже появились — все больше слушателей бизнес-школ выбирают очные программы МВА. Поэтому, при всех ухищрениях с совершенствованием онлайн-форматов, пик эйфории от этого инструмента уже пройден в период пандемии.
Эта ситуация подтверждается результатами исследования «Рынок МВА и бизнес-образования России», проведенного компанией «РБК Исследований рынков» в 2021 г., на которое, в частности, ссылается в настоящем исследовании Strategic Partner, доля полностью онлайн-программ (без учета blended learning) в общей структуре всех программ
бизнес-школ незначительная и в 2022 году составит 8,7% (стр. 182). За последние два-три года она, скорее всего, несколько выросла, и в 2024 году ее вполне можно принять равной 10 процентам.
ОБЪЕМ РЫНКА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ. МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ РАЗДЕЛИЛИСЬ
Как считают объем рынка бизнес-образования? Strategic Partner предлагает ориентироваться на цифру 28,7 млрд.руб. (2024).
Эти цифры находятся в противоречии с другими оценками.
- В конце прошлого, 2024 года, на пресс-конференции в ТАСС заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова сообщила, ссылаясь на исследование, что рынок бизнес-образования по итогам 2024 года может превысить 100 млрд рублей. При этом 14% рынка приходится на онлайн-программы. Таким образом, отправной точкой прогноза с 2024 до 2030 года можно считать 100 млрд. руб., а долю онлайн-программ в бизнес-образовании — 14 млрд. руб.
- В 2021 году уже упоминавшаяся компания «РБК Исследования рынков» прогнозировала объем рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в 2022 году в 8,52 млрд. руб. При росте 15-20% в год, в 2024 году объем сегмента MBA-EMBA-DBA должен был составить порядка 11,5-12,5 млрд. руб.
НАША ВЕРСИЯ
По нашему мнению, структура рынка бизнес-образования на начало 2025 года выглядит следующим образом.
Рост рынка бизнес-образования в 8-10% (прогноз Strategic Partner), по сути, отслеживает официальную инфляцию и, практически, не является ростом. Будем надеяться на более позитивное будущее рынка бизнес-образования.
Сергей Мухин