Экономический факультете МГУ, имеющий сертификацию EOCCS, был одним из виртуальных участников пятого симпозиума EOCCS Learning Community Symposium , который состоялся 23 и 24 сентября 2021 года.Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя программы МВА ЭФ МГУ Валентины Васильевны Герасименко.
Во время блока презентаций мы обсудили наш опыт перехода к онлайн-обучению, вызванный пандемическими ограничениями на классических программах MBA. Новые вопросы и проблемы возникают сейчас, когда мир медленно возвращается к нормальной жизни, как и университеты. «Принудительный» онлайн-опыт для оффлайн-студентов сначала встретил сопротивление, однако через некоторое время наши ученики начали видеть не только темную сторону, но и многие преимущества онлайн-образования, которые они хотят сохранить в будущем. В ходе обсуждения мы вместе с нашими экспертами пытались найти ответы на следующие вопросы: насколько изменится формат классических оффлайн-программ MBA, должны ли мы хранить некоторые элементы в онлайн-формате? Как и дальше будет обеспечиваться качество? Исчезнет ли разница между онлайн и офлайн форматами программ MBA?
Эффекты и изменения в программах MBA
Наша школа [Экономический факультет МГУ — прим.ред.] начала предлагать программу MBA в 2008 году, а онлайн-программы MBA — три года спустя, в 2011 году. За это время более 1200 студентов из различных отраслей экономики и сфер экономической деятельности окончили наши программы MBA. Наши студенты получают международный опыт во время учебы, участвуя в международных модулях, которые проводятся вместе с нашими европейскими и американскими партнерами. Наши студенты могут выбирать между тремя программами MBA: «Стратегический менеджмент и предпринимательство», «Стратегический маркетинг», «Финансовый менеджмент». Эти три варианта также доступны для наших онлайн-студентов. Эта онлайн-программа MBA была одной из первых в России. Мы начали его как программу смешанного обучения, которая была реализована с использованием технологий дистанционного обучения и нашей образовательной онлайн-платформы.
Проблемы онлайн-программы
Период пандемии 2020-21 гг. cтал большим испытанием для нас, а также для всех образовательных программ, и заставил нас полностью переосмыслить весь наш опыт программ MBA. Период пандемии вынудил сразу выйти в интернет всех: студентов, учителей, сотрудников. Больше года стало невозможно общение f2f. При этом люди жили в ситуации, когда практически все сферы жизни уходили в онлайн. Поэтому мы осознали ряд проблем с дистанционным обучением. Самой распространенной была усталость от огромного количества онлайн-коммуникаций, сложности большого объема удаленных занятий и отсутствия прямого общения между учениками и преподавателями.
Это был трудный период для наших офлайн-программ MBA и офлайн-модулей на дистанционных программах, но мы учились жить в этой реальности. Сейчас мы анализируем опыт, полученный в 2020 году, и думаем о новой реальности, которую мы имеем сегодня.
Можно ли вернуться к «старым добрым временам» — полноценному офлайн-обучению?
Никто больше так не думает. Нам нужно найти новый баланс онлайн-обучения и офлайн-обучения. В центре нашего внимания вопрос: что мы должны изменить сейчас? Чтобы понять новые тенденции, в январе 2021 года мы провели опрос среди студентов и преподавателей программ MBA МГУ им. М.В. Ломоносова, чтобы выяснить отношение наших студентов к новой цифровой реальности. Мы спросили тех студентов MBA, которые имели опыт как офлайн, так и онлайн-обучения. 202 студента поделились своим мнением об эффективности онлайн-обучения по сравнению с офлайн.
- 65% студентов признали высокую эффективность онлайн-обучения и даже его взаимозаменяемость с очным обучением.
- 35% студентов по-прежнему предпочитают обучение в режиме f2f. Абсолютное большинство студентов признали, что изучать материалы на нашей онлайн-платформе удобно в удобном для них темпе.
- И только 8% сочли это обременительным.
Студенты перечислили следующие основные трудности онлайн-образования, с которыми им пришлось столкнуться:
- трудности с восприятием материала в дистанционном формате (31%)
- трудности в общении с одноклассниками (27%)
- трудности с самоорганизацией и самодисциплиной (26%)
- трудности в общении с учителями (16%)
Мы считаем, что трудности, с которыми пришлось столкнуться студентам, помогли им развить некоторые очень важные навыки, включая управление временем и самодисциплину.
Основные преимущества, которые и студенты, и преподаватели видят в дистанционном обучении, связаны с большей гибкостью и лучшим управлением своим временем. 62% студентов MBA заявили, что онлайн-формат помог им более гибко организовать процесс обучения. 60% профессоров отметили, что возможность работать на дому удобна и экономит время для исследовательской деятельности.
Одним из наиболее важных результатов нашего опроса было то, что 90% наших студентов оценили свой личный опыт дистанционного обучения на «отлично» или «положительно», хотя и столкнулись с некоторыми трудностями. И только 10% респондентов признали, что дистанционное обучение им не подходит.
Наконец, мы спросили наших студентов об оптимальном соотношении очного и онлайн-обучения. Где, по их мнению, баланс? Только 5% наших студентов предпочитают обучение исключительно офлайн. Остальные респонденты предпочли иную пропорцию офлайн и онлайн форм работы: около 55% студентов считают оптимальным сочетание 70% онлайн плюс 30% офлайн обучения, 20% студентов предпочитают другой формат, 70% офлайн и 30% дистанционного обучения.
Две недели назад мы задали тот же вопрос нашей новой группе студентов. Большинство студентов предпочитают сочетание офлайн и онлайн-форматов.
Наши коллеги во время симпозиума EOCCS также поделились своими взглядами. Никто из наших коллег не считает, что чисто офлайн или онлайн-форматы должны оставаться. Мы должны использовать комбинацию этих двух форматов и обогатить наш образовательный процесс преимуществами и возможностями, которые предоставляют эти два формата.
Однако решение о соотношении этих форматов зависит от видения каждой бизнес-школы.
Герасименко Валентина Васильевна руководитель программы МВА ЭФ МГУ
blog.efmdglobal.org