Сегодня, увы, пока еще мало кто понимает, о чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о бизнес-образовании в России. Я предложил бы ограничить отрасль спектром образовательно-тренинговых учреждений, решающих реальные проблемы. В такой конфигурации можно более или менее порассуждать о некоторых современных трендах в отечественном бизнес-образовании.
Первый из них — прагматизация программ с учетом потребностей бизнеса. Не примитивизация, а скорее оптимизация — или реальная контекстуализация под нужды конкретного предприятия.
Второй тренд: «обизнесвление» моделей управления школами бизнеса. Исчезают кафедры, возникают проектные команды, внедряется проектное управление школами бизнеса в целом, радикально меняются критерии успешности их работы. Именно эти школы начинают приближаться к тому, что именуется бизнес-школами.
Третий тренд: прагматизация оценки работы преподавателя. В эффективно работающих школах бизнеса все меньше внимания уделяется формальной «остепененности» преподавателей, их академическим достижениям. Главным становится умение донести до слушателя современные бизнес-знания и убедительно показать возможность их применения. Отсюда требование к преподавателю вести прикладные исследования, заниматься бизнес-консультированием, применять современные методики обучения.
К сожалению, вышеназванные тренды характерны лишь для крайне ограниченного числа игроков рынка — по моим оценкам, не более 3-5%. Это вполне объяснимо: мы все родом из прошлого, из вузовской академической среды и культуры. Если уж ведущие европейские бизнес-школы второй год подряд всерьез (!) на международных конференциях обсуждают тему «Что интересует деканов бизнес-школ», то понятно, что болезнь академичности и зацикленности на своих проблемах может быть излечена не за один год.
Вместе с тем эти 3-5% школ начинают показывать первые и весьма впечатляющие результаты. При общем существенном падении спроса на MBA одна из этих школ в пять (!) раз увеличила набор на программы, другая более чем на 30% повысила цену на обучение, третья в кризис увеличила оборот на 25%. И уж совершенно неожиданно — у некоторых преподавателей упомянутых школ возник реальный интерес к исследовательской работе.
Сергей Мордовин, ректор ИМИСП (Санкт-Петербург)
Ведомости, 31.01.2011, 15 (2781)