Александр Иванович Олейник, директор Высшей школы бизнес-информатики факультета бизнес-информатики, кандидат технических наук, доцент кафедры корпоративных информационных систем Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» дал интьервью порталу World IT Union
World IT Union: Александр Иванович, какое место занимает Высшая школа бизнес-информатики в структуре Высшей школы экономики? Или просто названия созвучны?
Александр Олейник: Высшая школа бизнес-информатики работает десятый год на рынке дополнительного и бизнес-образования России, являясь структурным подразделением Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Что это значит? А то, что мы несем всю юридическую ответственность, всю финансовую ответственность по договорным отношениям со слушателями, по методическому обеспечению образовательного процесса, и все документы, которые мы выдаем по окончанию того или иного курса — это документы Высшей школы экономики.
World IT Union: Термин «информатика» привычно ассоциируется с прилагательными «общая», «прикладная», значительно реже «технологическая». А что есть информатика с префиксом «бизнес»; даже word это словосочетание выделяет подчеркиванием?
Александр Олейник: Этому направлению десять лет, а вопросы о том, что это, до сих пор все равно возникают. Как образовательное направление, «бизнес-информатика» появилась в Высшей школе экономики при самой широкой поддержке отечественного IT-сообщества.
В некотором роде — наше направление — вещь уникальная, поскольку образование — компетенция министерская, а эта структура весьма и весьма консервативная. И, как правило, новые образовательные программы и направления открываются с запозданием, притом, что реальная жизнь их давно уже требует.
С развитием IT технологий появилась насущная потребность в специалисте нового направления, назовем его условно «IT менеджер», то есть, в человеке, который бы стоял между айтишниками и бизнесом. Как отмечают эксперты, более 60% неудач в реализации IT проектов в различных сферах обусловлено тем, что бизнес не может объяснить айтишнику, что он хочет, поскольку порой просто не знает возможностей IT технологий. В свою очередь, IT специалист не всегда понимает терминологию бизнеса и не может внятно довести до руководства возможности IТ для развития бизнеса. В результате, на этапе формирования технического задания происходи непонимание и зачастую выходит так, что одни просили одно, получили совсем другое.
Для подготовки таких специалистов — со знанием экономики, менеджмента и при этом, IT, и было открыто наше направление. И если факультет бизнес-информатики ВШЭ готовит бакалавров и магистров, то Высшая школа бизнес-информатики по различным программам обучает специалистов, уже имеющих высшее образование.
World IT Union: А насколько востребованы специалисты такого типа на рынке труда?
Александр Олейник: Посетите любую профильную конференцию — и вы обязательно услышите о кадровом голоде в IT индустрии, причем по всем направлениям отрасли и по всем уровням — от консультантов САПР до IT директоров. Это отмечают и владельцы бизнесов и сами IT директора, которые занимаются поиском необходимых им сотрудников.
При этом наблюдается следующая картина — с одной стороны все отмечают кадровый голод, но с другой стороны — отмечается рост требований к современному IT специалисту — сегодня роль IT менеджера становится ключевой. Это объясняется решающей ролью IT в обеспечении непрерывности и безопасности многих направлений бизнеса. Поэтому основное требование к современному IT менеджеру — развитие бизнеса компании на основе IT. От IT менеджера требуется знание стратегического анализа и планирования, умение обосновать направления автоматизации в компании, в соответствии с бизнес-целями, при этом оценить необходимые инвестиции. Управление проектом, управление людьми, умение описать и оптимизировать IT процессы компании, знание основ экономики, финансов, бизнес-аналитики — это только небольшой перечень компетенций. Скажу больше — бурное развитие IT технологий, неразрывная связь бизнеса и IT принуждает специалистов к «пожизненному» образованию. Если вы хотите быть востребованы на рынке труда, если хотите сделать карьеру , то вам придется учиться непрерывно. Это в старые времена достаточно было получить инженерное образование, и этого хватало на всю дальнейшую жизнь, но времена изменились.
В настоящий момент Высшая школа бизнес-информатики предлагает несколько программ по обучению специалистов разного уровня — мы готовим бакалавров по направлению «бизнес-информатика», как второе высшее образование, готовим руководителей, развивающих бизнес на основе IT — это программа МВА со специализацией «бизнес-информатика» и рядом дополнительных специализаций, и уникальные программы профессиональной переподготовки в области бизнес-аналитики, совершенствования бизнес-процессов, электронного бизнеса, длительностью 8 месяцев.
Хотел бы отметить, что по разнообразию уровней наших программ, так и по их направлению, Высшая школа бизнес-информатики занимает уникальное место на российском рынке дополнительного образования благодаря двум факторам.
Во-первых, это серьезная научно-методическая база самого университета «Высшая школа экономики». Ведь зачастую бизнес-школы, ориентируясь только на потребности рынка, создают учебные программы, не имея базы. У нас же под каждую программу есть соответствующие кафедры, есть методические разработки. То есть, когда мы открываем какую-либо программу, она опирается на апробированную в течение нескольких лет методику.
Во-вторых, это тесная связь с IT сообществом, с IT бизнесом — без такой связи мы бы не смогли бы реализовать ни одной программы. Когда создавался факультет бизнес-информатики, не было ни одного учебника, впрочем, и сейчас их почти нет. Не было ни одной методической разработки, а преподаватель, всю свою жизнь читавший, скажем, «основы вычислительной техники», соответственно не смог бы преподавать такие дисциплины как «IT консалтинг», «разработка IT стратегии», «информатизация бизнеса».
World IT Union: А приглашать практиков, людей из IT бизнеса читать курс не пробовали?
Александр Олейник: Чистый практик — далеко не панацея в нашем случае, хотя роль экспертов никто не будет отрицать. Мы пошли другим путем и создали в университете уникальные базовые кафедры ведущих иностранных и российских компаний: SAP, Майкрософт, ORACLE, 1С, Форс, Ланит, IBS и др. Я сильно удивлюсь, если вы скажете, что какой-либо из российских университетов может похвастаться таким списком базовых кафедр. Часто такие кафедры возглавляют руководители компаний, например, кафедру 1С — Борис Нуралиев, кафедру Ланит — Георгий Генс, кафедру Форс — Алексей Голосов и т.д. Базовые кафедры не ведут длинные курсы, что вполне естественно, но они выступают экспертами при разработке тех или иных программ и курсов, проводят мастер-классы, они обеспечивают места стажировок, руководят дипломниками и т.п.
Помимо базовых кафедр университета, Высшая школа бизнес-информатики имеет партнерские отношения и ведет ряд совместных проектов с представителями IT сообщества — это и Союз IT директоров, ITSMforum и множество других авторитетных организаций.
World IT Union: Александр Иванович, а на кого ориентированы программы Высшей школы информатики, наверняка есть соответствующая статистика?
Александр Олейник: Могу сказать, что мы в основном ориентированы не на сотрудников IT компаний, хотя таких среди слушателей всегда бывает 10-15%, мы ориентированы на заказчика. А это сотрудники компаний, бизнес которых критичен к использованию информационных технологий, где и роль и квалификация IT менеджера особенно важна для обеспечения непрерывности и безопасности бизнеса. У нас проходят обучение работники ведущих банков, страховых и телекоммуникационных компаний, и в основном это коммерческие организации, хотя и представители госсектора тоже присутствуют в числе слушателей.
При этом я хочу отметить, что у нас учатся люди, имеющие первое высшее образование по различным специальностям. Это и технари, и экономисты, и менеджеры, и даже историки, лингвисты, юристы. При поступлении в ВШБИ не требуется знание конкретных информационных решений, умение программировать. А требуется желание получать новые знания, готовность работать не только в аудитории, но и дома, смелость ставить перед собой амбициозные цели и достигать их.
World IT Union: Спасибо
ru.worlditunion.com