Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


10.02.2023 / С.Р. Филонович, д.ф.-м.н., профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Источник: MBA.SU

С.Р. Филонович: программа МВА нуждается в радикальном изменении

С.Р. Филонович: программа МВА нуждается в радикальном изменении

В продолжении разговора, начатого статьей президента РАБО Сергея Мясоедова «Бизнес-образование: вызовы и возможности в эпоху "BANI"», опубликованной на MBA.SU в ноябре прошлого года, публикуем статью Сергея Ростиславовича Филоновича, основателя Высшей школы менеджмента ВШЭ, д.ф.-м.н., профессора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.


Бизнес-образование, как всякое профессиональное образование, нацелено на ускорение карьеры человека, в данном случае - в бизнесе. Если исчезновение бизнеса в нашей стране не планируется, то и вопрос о карьерном росте в этой сфере не уходит с повестки дня. Вопрос скорее требует другой формулировки: какое бизнес-образование нужно россиянам в наши дни?

Если речь вести о первом высшем образовании, то будущим менеджерам по-прежнему надо иметь представления об основных функциях менеджмента, базовых представлениях маркетинга, законах операционного менеджмента и т.д. Поэтому ядро этого образования не меняется. Однако цифровизацию не отменит ни Ковид, ни экономические санкции, ни переориентация российского импорта-экспорта с Запада на Восток. Эту компоненту базового бизнес-образования нужно менять. Очевидно, что нужны новые кейсы, отражающие специфику бизнес-культуры тех стран, с которыми Россия планирует интенсифицировать сотрудничество. Много ли сейчас в портфеле российских школ бизнеса кейсов о Китае, Индии, Таиланде или Индонезии?

Если говорить о программах типа МВА, то здесь требуются более радикальные изменения, поскольку они решают задачу не первичного формирования управленческого мышления, а задачу адаптации этого мышления к текущей ситуации. Роль политики в современном бизнесе резко возросла. Между тем в программах МВА тема политики либо вообще не затрагивалась, либо рассматривалась весьма поверхностно. Модель идеальной конкуренции, лежавшая в основе многих курсов по стратегии, стала неактуальной. Но сама конкуренция никуда не исчезла, она приобрела новые, зачастую гораздо более изощренные и жесткие формы. Где люди бизнеса должны учиться эффективному поведению в этих новых условиях как не в бизнес-школах?

Другой вопрос, способны ли российские бизнес-школы дать это столь необходимое новое знание своим слушателям. Есть подозрение, что те школы, которые раньше вполне успешно транслировали слушателям западные традиции менеджмента, могут остаться не у дел. На первый план выходит способность бизнес-школ генерировать новое знание, вырабатывать модели и подходы к ведению бизнеса в условиях жестких и подчас неожиданных (непредсказуемых) ограничений. Те школы, которые справятся с этой задачей, не просто окажутся победителями в конкуренции за сжимающийся контингент людей, заинтересованных в получении бизнес-образования, но смогут придать этому образованию новый вектор и новый смысл.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования